Из войны Советский Союз вышел экономически значительно ослабленным. За время войны было разрушено 1710 населенных пунктов городского типа и 70 тысяч деревень и селений, 25 млн. человек потеряли крышу над головой. Громадный ущерб понесли промышленные и сельскохозяйственные предприятия. Многие заводы Казахстана, выполнявшие исключительно военные заказы, в новых условиях перешли на выпуск мирной продукции.
Последствия войны оказались нелегкими и для Казахстана. На заводах, фабриках и в сельском хозяйстве не хватало рабочих рук. Рабочие и специалисты, эвакуированные в годы войны в Казахстан, вернулись на родину. Многие погибли на фронте. В республике повсеместно стали создаваться школы и училища трудовых резервов. Пополнение шло и за счет демобилизованных воинов. Казахстан оказывал посильную районам, пострадавшим во время оккупации.
В 1946-1952 гг. в республике было налажено производство стального проката, искусственного волокна для предприятий черной и цветной металлургии, горнорудной и угольной промышленности. Большое развитие получила черная металлургия. В 1947 году дал свой первый цинк Усть-Каменогорский СЦК, велось строительство угольного разреза Экибастузского бассейна.
Были продолжены работы по увеличению мощностей Балхашского медеплавильного завода. Вводились в строй новые нефтепромыслы Эмбенского бассейна. Развивалась легкая и пищевая промышленность. В эти годы в Казахстане создавалась своя мощная индустриальная база. Развитие индустрии в Казахстане стимулировало развитие транспортной сети. Были телефонизированы все районные центры. Изменения в экономической жизни республики привели к росту рядов квалифицированных рабочих.
Первый послевоенный год оказался тяжелым для сельского хозяйства республики. Многие районы были охвачены засухой. 19 сентября 1946 года было принято Постановление Совмина и ЦК ВКП(б) об устранении перегибов в отношении колхозов и совхозов. Колхозам Казахстана была возвращена задолженность, стала налаживаться система подготовки и переподготовки кадров, МТС получили новую технику, произошло укрупнение колхозов. Увеличилось общее поголовье скота, расширились площади орошаемых земель. Однако сельское хозяйство республики, как и всего СССР, не смогло удовлетворить потребность народа в продовольствии, а промышленность – в сырье.
Экономическая разруха и поражения русских войск на фронтах, рост рабочего и аграрного движения в стране, в том числе и восстания коренного населения Средней Азии и Казахстана в 1916 г., несмотря на их поражения, свидетельствовали о том, что Россия находится на грани революционного кризиса, когда демократические силы, в том числе и рабочий класс и крестьянство, готовились к решающему штурму против царизма. В феврале 1917 г. в России победила буржуазно-демократическая революция, свергнувшая ненавистный народу царизм. Весть о февральских событиях в Петрограде быстро долетела до Казахстана. Многочисленные митинги и демонстрации рабочих и других трудящихся, приветствовавших свержение царизма, происходили в начале марта во всех крупных городах и на железнодорожных станциях Казахстана. В первое время после Февральской революции трудовое население края еще верило во Временное правительство и надеялось, что оно сможет дать народу мир, крестьянам — землю, а рабочим — 8-часовой рабочий день. Значительная часть рабочих питала надежду на Временное правительство, некоторые из них состояли в гражданских и исполнительных комитетах—органах Временного правительства28. Среди железнодорожников были сильны оборонческие на строения, некоторые ратовали за «победу там (т. е. на войне.— М. А.), свободу — здесь»29. Однако мартовские демонстрации и митинги послужили началом создания Советов рабочих депутатов в городах и на железнодорожных линиях края. Так, в Оренбурге, Ташкенте и Омске 1—3 марта выборы в Советы и состоялись первые их заседания30. В марте 1917 г. Советы рабочих депутатов возникли в Перовске, Казалинске, Челкаре, Актюбинске, Уральске, Петропавловске и других городах, расположенных на железнодорожных линиях31. Железнодорожники, как правило, были одними из инициаторов создания Советов и представляли в них революционные элементы. Например, Актюбинский Совет рабочих депутатов, сообщая об организации в. Актюбинске Совета рабочих депутатов, подчеркивал, что железнодорожники, как самые «сознательные, составляют необходимый составной элемент» исполнительного комитета Совета32.
Из войны Советский Союз вышел экономически значительно ослабленным. За время войны было разрушено 1710 населенных пунктов городского типа и 70 тысяч деревень и селений, 25 млн. человек потеряли крышу над головой. Громадный ущерб понесли промышленные и сельскохозяйственные предприятия. Многие заводы Казахстана, выполнявшие исключительно военные заказы, в новых условиях перешли на выпуск мирной продукции.
Последствия войны оказались нелегкими и для Казахстана. На заводах, фабриках и в сельском хозяйстве не хватало рабочих рук. Рабочие и специалисты, эвакуированные в годы войны в Казахстан, вернулись на родину. Многие погибли на фронте. В республике повсеместно стали создаваться школы и училища трудовых резервов. Пополнение шло и за счет демобилизованных воинов. Казахстан оказывал посильную районам, пострадавшим во время оккупации.
В 1946-1952 гг. в республике было налажено производство стального проката, искусственного волокна для предприятий черной и цветной металлургии, горнорудной и угольной промышленности. Большое развитие получила черная металлургия. В 1947 году дал свой первый цинк Усть-Каменогорский СЦК, велось строительство угольного разреза Экибастузского бассейна.
Были продолжены работы по увеличению мощностей Балхашского медеплавильного завода. Вводились в строй новые нефтепромыслы Эмбенского бассейна. Развивалась легкая и пищевая промышленность. В эти годы в Казахстане создавалась своя мощная индустриальная база. Развитие индустрии в Казахстане стимулировало развитие транспортной сети. Были телефонизированы все районные центры. Изменения в экономической жизни республики привели к росту рядов квалифицированных рабочих.
Первый послевоенный год оказался тяжелым для сельского хозяйства республики. Многие районы были охвачены засухой. 19 сентября 1946 года было принято Постановление Совмина и ЦК ВКП(б) об устранении перегибов в отношении колхозов и совхозов. Колхозам Казахстана была возвращена задолженность, стала налаживаться система подготовки и переподготовки кадров, МТС получили новую технику, произошло укрупнение колхозов. Увеличилось общее поголовье скота, расширились площади орошаемых земель. Однако сельское хозяйство республики, как и всего СССР, не смогло удовлетворить потребность народа в продовольствии, а промышленность – в сырье.
Экономическая разруха и поражения русских войск на фронтах, рост рабочего и аграрного движения в стране, в том числе и восстания коренного населения Средней Азии и Казахстана в 1916 г., несмотря на их поражения, свидетельствовали о том, что Россия находится на грани революционного кризиса, когда демократические силы, в том числе и рабочий класс и крестьянство, готовились к решающему штурму против царизма. В феврале 1917 г. в России победила буржуазно-демократическая революция, свергнувшая ненавистный народу царизм. Весть о февральских событиях в Петрограде быстро долетела до Казахстана. Многочисленные митинги и демонстрации рабочих и других трудящихся, приветствовавших свержение царизма, происходили в начале марта во всех крупных городах и на железнодорожных станциях Казахстана. В первое время после Февральской революции трудовое население края еще верило во Временное правительство и надеялось, что оно сможет дать народу мир, крестьянам — землю, а рабочим — 8-часовой рабочий день. Значительная часть рабочих питала надежду на Временное правительство, некоторые из них состояли в гражданских и исполнительных комитетах—органах Временного правительства28. Среди железнодорожников были сильны оборонческие на строения, некоторые ратовали за «победу там (т. е. на войне.— М. А.), свободу — здесь»29. Однако мартовские демонстрации и митинги послужили началом создания Советов рабочих депутатов в городах и на железнодорожных линиях края. Так, в Оренбурге, Ташкенте и Омске 1—3 марта выборы в Советы и состоялись первые их заседания30. В марте 1917 г. Советы рабочих депутатов возникли в Перовске, Казалинске, Челкаре, Актюбинске, Уральске, Петропавловске и других городах, расположенных на железнодорожных линиях31. Железнодорожники, как правило, были одними из инициаторов создания Советов и представляли в них революционные элементы. Например, Актюбинский Совет рабочих депутатов, сообщая об организации в. Актюбинске Совета рабочих депутатов, подчеркивал, что железнодорожники, как самые «сознательные, составляют необходимый составной элемент» исполнительного комитета Совета32.