Тема конференции «Погребальный обряд» была выбрана Оргкомитетомконференции не случайно. Хорошо известно, какую роль погребальныйобряд играет в системе духовных ценностей любого народа, какспецифические признаки погребального обряда могут отражатьэтнографическую специфику популяций, пусть даже входящих в единыйэтнос. Несмотря на существующее представление об погребального обряда (впрочем, это касается, прежде всего,носителей мировых религий), он в условиях открытой степи идорелигиозных, языческих представлений ранних кочевников был все жеподвержен и территориальной, и хронологической изменчивости. А внутрипопуляции погребальный обряд мог отражать ее социальную структуру.Сказанное касается не только признаков погребений (форма погребальныхсооружений захоронения (кремация или ингумация), ориентировкаголовы трупоположения), но и типологии категорий предметов,входивших в состав сопровождающих погребенных инвентаря.Специфическую информацию дают демографические сведения о гендерномсоставе палеопопуляции в сравнении с признаками погребального обряда,если эти данные были получены специалистами-антропологами.Таким образом, погребальный обряд выводит археологов на широкийпростор реконструкций, связанных с географической и эпохальнойизменчивостью признаков социума и культуры, как на локальныхтерриториях, так и в обширных регионах. С известной долей условностиизучение этой изменчивости позволяет формулировать гипотезы о миграцияхи передвижениях кочевников, судить о роли таких миграций в процессеформирования целых культурных сообществ. Еще проблематичнее выглядятпопытки этнических реконструкций по данным погребального обряда(Яблонский. 2010), но и они заслуживают определенного внимания, выводясухие археологические факты на уровень понимания со стороны смежников:историков, антропологов, почвоведов, краеведов, представителей СМИ, всех,кто более или менее далек от собственно археологических знаний и методик.Для степных памятников эпохи раннего железного века изучениепогребального обряда является особенно актуальным, так как в отсутствиедолговременных поселений у кочевников он, и только он предоставляет вруки археологов факты и обобщения, которые можно использовать висторических реконструкциях.Сборник содержит значительную по объему и разнообразию группуархеологических материалов так или иначе, касающихся проблем изученияпризнаков погребального обряда их типологической и . В плане географическом эти материалы покрываютобширный регион степи, полупустынь и лесостепи от Зауралья, и ЮжнойСибири до Предкавказья, Северного Причерноморья и Волго-Донскогомеждуречья (это в широтном направлении). И от Средней Азии и Казахстанадо приволжской и западносибирской лесостепи – в меридианальном. Велик ихронологический разброс исследованных памятников – от начала раннегожелезного века на Востоке Европейской степи почти до раннегосредневековья. Именно такой широкий территориальный и хронологическийохват дает возможность оценить достижения сарматской археологии как-бы«с высоты птичьего полета»
Существует две точки зрения на историю возникновения государства "Русь". Одна - норманская теория (сформулирована немецким ученым Байером и Шлёцером в XVIII в.) , которая основана на версии призвания варягов. Сторонники второй точки зрения считают, что государственность является продуктом внутреннего развития общества. Образование древнерусского государства. IX в. К IX веку процесс разложения первобытно - общинного строя на Древней Руси был завершен и начали складываться государственные образования. Причинами образования государства были: * развитие производительных сил; * земледелия с использованием орудий труда из железа; * переход от родовой к соседской общине; * рост числа городов; * наличие органов власти у местных князей - дружины; * возникновение военной дружинной знати. Кроме того были и внешнеполитические факторы образования государства: - освоение Восточно - Европейской равнины ( взаимодействие с финно-угорским и балтийским местным населением) ; - военные походы антов, славен, русов на более развитые государства ( значительная доля добычи у военных предводителей и дружинников) . Отсюда усиление расслоения общества. Результатом этих процессов явилось образование классов и государства. Существует ТРИ ПРИЗНАКА ГОСУДАРСТВА: 1. Наличие территории 2. Наличие органов власти 3. Сбор налогов Территория: Восточно-Европейская (Русская) равнина К IX веку происходит постепенное складывание феодальных отношений. Феод - наследственное владение князем-сеньором своему вассалу, обязанному за это нести придворную, военную службу. - Права на владения землей передаются князьями феодалам (часть общин попадает под их власть) ; - Происходит захват общин дружинниками и князьями; - Происходит превращение родо - племенной знати в бояр - вотчинников. Общины, не попавшие под феодальный гнет, платят налоги государству. И крестьянские хозяйства, и феодальные владения носят натуральный характер.
К началу IX века на Руси насчитывалось 24 крупных города, являющихся: - центром ремесла, торговли и обмена; - опорным пунктом власти феодала; - центром обороны от внешних врагов; Это такие города как Киев (легендарное летописное свидетельство об основании - V-VI вв.) , Новгород, Чернигов, Переяславль Южный, Смоленск, Суздаль, Муром. Варяги (норманы) , ходившие через эту территорию путями из варяг в греки или из варяг в персы называли Русь Гардарикой - страной городов.
Образование древнерусского государства. IX в.
К IX веку процесс разложения первобытно - общинного строя на Древней Руси был завершен и начали складываться государственные образования.
Причинами образования государства были:
* развитие производительных сил;
* земледелия с использованием орудий труда из железа;
* переход от родовой к соседской общине;
* рост числа городов;
* наличие органов власти у местных князей - дружины;
* возникновение военной дружинной знати.
Кроме того были и внешнеполитические факторы образования государства:
- освоение Восточно - Европейской равнины ( взаимодействие с финно-угорским и балтийским местным населением) ;
- военные походы антов, славен, русов на более развитые государства ( значительная доля добычи у военных предводителей и дружинников) . Отсюда усиление расслоения общества.
Результатом этих процессов явилось образование классов и государства.
Существует ТРИ ПРИЗНАКА ГОСУДАРСТВА:
1. Наличие территории
2. Наличие органов власти
3. Сбор налогов
Территория: Восточно-Европейская (Русская) равнина
К IX веку происходит постепенное складывание феодальных отношений.
Феод - наследственное владение князем-сеньором своему вассалу, обязанному за это нести придворную, военную службу.
- Права на владения землей передаются князьями феодалам (часть общин попадает под их власть) ;
- Происходит захват общин дружинниками и князьями;
- Происходит превращение родо - племенной знати в бояр - вотчинников.
Общины, не попавшие под феодальный гнет, платят налоги государству.
И крестьянские хозяйства, и феодальные владения носят натуральный характер.
К началу IX века на Руси насчитывалось 24 крупных города, являющихся:
- центром ремесла, торговли и обмена;
- опорным пунктом власти феодала;
- центром обороны от внешних врагов;
Это такие города как Киев (легендарное летописное свидетельство об основании - V-VI вв.) , Новгород, Чернигов, Переяславль Южный, Смоленск, Суздаль, Муром.
Варяги (норманы) , ходившие через эту территорию путями из варяг в греки или из варяг в персы называли Русь Гардарикой - страной городов.
Города строились на торговых путях.