Происхождение Яхве является предметом многочисленных дискуссий[кого?]. Его имя не фигурирует ни в одном тексте до 1200 года до нашей эры, хотя можно предложить идентифицировать его имя на клинописных табличках бронзового века в Угарите, Месопотамии или Эбле. Но эти интерпретации являются дискуссионными. В Эбле (2400—2250 гг. до н. э.) конечный элемент -Я появляется в именах собственных (в более поздних еврейских именах, например, как в имени Илия, что в переводе с иврита «мой бог — Яхве», где «-я» (yahu) и есть сокращение от имени Яхве), но вряд ли это сокращенная форма Яхве. Кроме того, в Эбле не известно ни одного божества по имени Я. Есть и другие попытки интерпретировать имена как имеющие элемент, относящийся к Яхве в Мари, Алалахе или в Угарите, но эти предположения не кажутся удовлетворительными[41]. В Угарите (1200 г. до н. э.) отрывок из «Цикла Ваала» приводит имя Yw. Иногда предлагается увидеть в нём сокращенную форму Яхве.[42]
Несмотря на предыдущие предложения, Яхве, по-видимому, отсутствует в западных семитских эпиграфических источниках. Его имя не фигурирует ни в одном клинописном тексте. Он не входит в число божеств, общих для сирийско-палестинской зоны. Его культ засвидетельствован только в Израиле с железного века. За пределами Палестины нет никаких свидетельств того, что его культ был широко распространен. Только текст, относящийся к району Хамаф, свидетельствует о его культе на севере Сирии в VIII веке до нашей эры. Правитель по имени Азри-Яу, что эквивалентно библейскому имени Азария, входит в арамейскую коалицию против Теглаф-Фаласара III, но такое присутствие Яхве в Сирии представляется единичным случаем.
Археология предлагает искать его происхождение на юге Палестины, в североарабской пустыне. В XIV веке до нашей эры культ Яхве, по-видимому, практиковался эдомитскими или мадианитскими группами. В двух египетских текстах, датируемых Аменофисом III (XIV век до н. э.) и Рамзесом II (XIV век до н. э.), действительно говорится о «Яху в земле Шасу». Первая надпись находится на колонне храма Амона в Солебе в Нубии. Вторая, настенная — на Западной Амаре. Эти надписи составляют список городов страны Шасу. Бедуины Шасу населяли Южную Иорданию и Негев во время поздней бронзы и раннего железного века, начиная с 1500 года до н. э. В этих списках Яху (Yhw) — это топоним, который может указывать на город со святилищем, возможно, первоначально Бэйт-Яху, дом Яху. Среди других упомянутых топонимов — «срр», который можно сблизить с Сеиром, и «смт», который можно сблизить с библейскими шимеанитянами из Библа, предками кенитов. Таким образом, «Яху в земле Шасу» следует искать на территории Эдома или Мадиана.Согласно Уильяму Г. Деверу[en], племена Шасу могли быть предками израильтян.
В Библии Яхве воспринимается[кем?] как пришедший с юга. Четыре отрывка описывают его как пришедшего из Идумеи, Темана, Синая, Сеира или Парана[en]. Эти топонимы позволяют приблизительно определить происхождение Яхве в горах центрального Негева или восточного Синая[источник не указан 172 дня]. «Яхве из Темана» известен также по надписям Кунтиллета Ажруда на Синае рядом с «Яхве из Самарии» (IX—VIII вв. до н. э.). Яхве — это, вероятно, первоначально импортированный бог, бог грозы (и плодородия) и, как и все другие божества грозы (такие как хурритский бог Тешуб, семитский бог Баал/Адад или египетский бог Сет), бог-воин, почитаемый группами, обитающими в засушливых районах и находящимися в военных конфликтах с другими группами. Яхве также, возможно, первоначально был степным богом, отмечаемым как тип «хозяина животных», как это предполагает сигиллярная иконография X—IX веков до нашей эры. Найдены в Негеве и Иудее (печати в виде скарабеев с изображением Яхве, укрощающего страусов).
Если Яхве действительно происходил из Северной Аравийской пустыни, это может объяснить молчание еврейской Библии о боге Кос, главном идомитском божестве. Поскольку оба божества происходят из одной и той же области и имеют близкие черты — бога грозы, возможно, что Библия предпочитает избегать упоминания о Косе, который слишком похож на национального бога Израиля[43].
Объяснение:Колесни́ца — большая двухколёсная повозка (двуколка), использующая как движущую силу скаковых животных[1]. Колесница в ходе развития военной мысли, начиная с 2000 лет до нашей эры, превратилась в один из решающих факторов при ведении боевых действий.
Использование боевых колесниц датируется бронзовым и железным веками. Первые модели колесниц имели четыре колеса и часто носили ритуальный характер.
Важнейшим новаторским изобретением, позволившим собирать двухколёсные надёжные и быстрые колесницы стало изобретение колеса со спицами и ободом. Колесницы такого типа датируются 2000 годом до нашей эры, а пик их использования — 1300 год до н. э. (См. Битва при Кадеше). В течение 700 лет колесницы играли решающую роль на поле военных действий.
Одомашненные лошади древних времён имели размеры крупных пони и не подходили для верховой езды. Поэтому животных запрягали в телегу или колесницу, тягловая нагрузка которых не оказывала серьёзной нагрузки на круп лошади. По мере укрупнения лошадей, содержащихся людьми в неволе, появилась возможность ездить на них верхом, — колесницы уступили место кавалерии. Последующий отказ от кавалерии продиктован экономическими военно-техническими преобразованиями.
Всадник на лошади мог воевать и передвигаться на большие расстояния, тогда как для колесницы требуется относительно ровный ландшафт. Ряд характерных для колесничного боя черт сохранился вплоть до Первой мировой войны (тачанка).
Долгие годы гонки на колесницах оставались излюбленным развлечением людей.
Происхождение Яхве является предметом многочисленных дискуссий[кого?]. Его имя не фигурирует ни в одном тексте до 1200 года до нашей эры, хотя можно предложить идентифицировать его имя на клинописных табличках бронзового века в Угарите, Месопотамии или Эбле. Но эти интерпретации являются дискуссионными. В Эбле (2400—2250 гг. до н. э.) конечный элемент -Я появляется в именах собственных (в более поздних еврейских именах, например, как в имени Илия, что в переводе с иврита «мой бог — Яхве», где «-я» (yahu) и есть сокращение от имени Яхве), но вряд ли это сокращенная форма Яхве. Кроме того, в Эбле не известно ни одного божества по имени Я. Есть и другие попытки интерпретировать имена как имеющие элемент, относящийся к Яхве в Мари, Алалахе или в Угарите, но эти предположения не кажутся удовлетворительными[41]. В Угарите (1200 г. до н. э.) отрывок из «Цикла Ваала» приводит имя Yw. Иногда предлагается увидеть в нём сокращенную форму Яхве.[42]
Несмотря на предыдущие предложения, Яхве, по-видимому, отсутствует в западных семитских эпиграфических источниках. Его имя не фигурирует ни в одном клинописном тексте. Он не входит в число божеств, общих для сирийско-палестинской зоны. Его культ засвидетельствован только в Израиле с железного века. За пределами Палестины нет никаких свидетельств того, что его культ был широко распространен. Только текст, относящийся к району Хамаф, свидетельствует о его культе на севере Сирии в VIII веке до нашей эры. Правитель по имени Азри-Яу, что эквивалентно библейскому имени Азария, входит в арамейскую коалицию против Теглаф-Фаласара III, но такое присутствие Яхве в Сирии представляется единичным случаем.
Археология предлагает искать его происхождение на юге Палестины, в североарабской пустыне. В XIV веке до нашей эры культ Яхве, по-видимому, практиковался эдомитскими или мадианитскими группами. В двух египетских текстах, датируемых Аменофисом III (XIV век до н. э.) и Рамзесом II (XIV век до н. э.), действительно говорится о «Яху в земле Шасу». Первая надпись находится на колонне храма Амона в Солебе в Нубии. Вторая, настенная — на Западной Амаре. Эти надписи составляют список городов страны Шасу. Бедуины Шасу населяли Южную Иорданию и Негев во время поздней бронзы и раннего железного века, начиная с 1500 года до н. э. В этих списках Яху (Yhw) — это топоним, который может указывать на город со святилищем, возможно, первоначально Бэйт-Яху, дом Яху. Среди других упомянутых топонимов — «срр», который можно сблизить с Сеиром, и «смт», который можно сблизить с библейскими шимеанитянами из Библа, предками кенитов. Таким образом, «Яху в земле Шасу» следует искать на территории Эдома или Мадиана.Согласно Уильяму Г. Деверу[en], племена Шасу могли быть предками израильтян.
В Библии Яхве воспринимается[кем?] как пришедший с юга. Четыре отрывка описывают его как пришедшего из Идумеи, Темана, Синая, Сеира или Парана[en]. Эти топонимы позволяют приблизительно определить происхождение Яхве в горах центрального Негева или восточного Синая[источник не указан 172 дня]. «Яхве из Темана» известен также по надписям Кунтиллета Ажруда на Синае рядом с «Яхве из Самарии» (IX—VIII вв. до н. э.). Яхве — это, вероятно, первоначально импортированный бог, бог грозы (и плодородия) и, как и все другие божества грозы (такие как хурритский бог Тешуб, семитский бог Баал/Адад или египетский бог Сет), бог-воин, почитаемый группами, обитающими в засушливых районах и находящимися в военных конфликтах с другими группами. Яхве также, возможно, первоначально был степным богом, отмечаемым как тип «хозяина животных», как это предполагает сигиллярная иконография X—IX веков до нашей эры. Найдены в Негеве и Иудее (печати в виде скарабеев с изображением Яхве, укрощающего страусов).
Если Яхве действительно происходил из Северной Аравийской пустыни, это может объяснить молчание еврейской Библии о боге Кос, главном идомитском божестве. Поскольку оба божества происходят из одной и той же области и имеют близкие черты — бога грозы, возможно, что Библия предпочитает избегать упоминания о Косе, который слишком похож на национального бога Израиля[43].
Объяснение:
Объяснение:Колесни́ца — большая двухколёсная повозка (двуколка), использующая как движущую силу скаковых животных[1]. Колесница в ходе развития военной мысли, начиная с 2000 лет до нашей эры, превратилась в один из решающих факторов при ведении боевых действий.
Использование боевых колесниц датируется бронзовым и железным веками. Первые модели колесниц имели четыре колеса и часто носили ритуальный характер.
Важнейшим новаторским изобретением, позволившим собирать двухколёсные надёжные и быстрые колесницы стало изобретение колеса со спицами и ободом. Колесницы такого типа датируются 2000 годом до нашей эры, а пик их использования — 1300 год до н. э. (См. Битва при Кадеше). В течение 700 лет колесницы играли решающую роль на поле военных действий.
Одомашненные лошади древних времён имели размеры крупных пони и не подходили для верховой езды. Поэтому животных запрягали в телегу или колесницу, тягловая нагрузка которых не оказывала серьёзной нагрузки на круп лошади. По мере укрупнения лошадей, содержащихся людьми в неволе, появилась возможность ездить на них верхом, — колесницы уступили место кавалерии. Последующий отказ от кавалерии продиктован экономическими военно-техническими преобразованиями.
Всадник на лошади мог воевать и передвигаться на большие расстояния, тогда как для колесницы требуется относительно ровный ландшафт. Ряд характерных для колесничного боя черт сохранился вплоть до Первой мировой войны (тачанка).
Долгие годы гонки на колесницах оставались излюбленным развлечением людей.