Начало XIX в. ознаменовалось новыми начинаниями в области просвещения.
В 1802 г. было создано Министерство народного просвещения — специальный государственный орган, правда, с самого начала служивший не столько органом развитию народного образования, «сколько органом надзора» (П. Ф. Каптерев). При министерстве было учреждено Главное управление училищ, в которое вошел и Ф. И. Янкович.
В 1804 г. публикуются Устав университетов Российской империи и Устав учебных заведений, подведомственных университетам, многие положения которых были заимствованы у французов. В соответствии с уставами предполагалась новая система народного образования и управления учебными заведениями.
В основу системы были положены три принципа:
• бесплатность;
• бессословность (кроме крепостных крестьян);
• преемственность учебных заведений.
Система народного образования, подчиненная министерству, включала в себя:
Освобождение крестьян от крепостной зависимости и предоставление им личной свободы;
сохранение помещиком права собственности на землю, за пользование которой крестьяне должны были отбывать повинности.
(Столыпинская аграрная реформа)
Экономические: развитие капитализма в сельском хозяйстве и создание сельской буржуазии из числа зажиточных крестьян.
Политические: подрыв единства крестьян в борьбе против помещиков и использование зажиточных крестьян как опоры правительства
.
Средства осуществления (мероприятия)
(Крестьянская реформа 1861 г.)
Подписание «Положения» о выходе на волю крепостных крестьян; получение земли в собственность крестьянами посредством выкупа;
появление временнообязанного положения крестьян.
(Столыпинская аграрная реформа)
Выход крестьян из общины и закрепление их собственности на земельный надел через отруб или хутор;
переселение малоземельных крестьян на окраины России.
Результаты реформы
(Крестьянская реформа 1861 г.)
Провозглашение личной свободы крепостных крестьян, их независимости от помещика;
получение крестьянами земли в собственность;
сохранение помещичьего землевладения;
ухудшение материального положения помещичьих крестьян, т.к. непосильные выкупные платежи поглощали 70 % крестьянского дохода.
(Столыпинская аграрная реформа)
Появление нового слоя земельных собственников — сельской буржуазии;
рост сельскохозяйственного производства;
вовлечение зажиточных крестьянских хозяйств в товарно-денежные отношения;
создание условий для реализации ускоренного «американского» пути развития капитализма в сельском хозяйстве — на основе крестьянских хозяйств, свободных от феодальных пережитков;
введение земств;
сохранение и помещичьего землевладения.
Вывод: Крестьянская реформа 1861 г. и столыпинская аграрная реформа вызвали разочарование у большинства крестьян. Обе реформы носили долговременный и ограниченный характер проводимых мероприятий и развитию буржуазных отношений. Столыпинская аграрная реформа была более действенной по сравнению с крестьянской реформой 1861 г., но пользу от ее проведения получили преимущественно помещики, буржуазия, и зажиточные крестьяне, а крестьянский вопрос так и остался открытым.
отвечаю
Объяснение:
Начало XIX в. ознаменовалось новыми начинаниями в области просвещения.
В 1802 г. было создано Министерство народного просвещения — специальный государственный орган, правда, с самого начала служивший не столько органом развитию народного образования, «сколько органом надзора» (П. Ф. Каптерев). При министерстве было учреждено Главное управление училищ, в которое вошел и Ф. И. Янкович.
В 1804 г. публикуются Устав университетов Российской империи и Устав учебных заведений, подведомственных университетам, многие положения которых были заимствованы у французов. В соответствии с уставами предполагалась новая система народного образования и управления учебными заведениями.
В основу системы были положены три принципа:
• бесплатность;
• бессословность (кроме крепостных крестьян);
• преемственность учебных заведений.
Система народного образования, подчиненная министерству, включала в себя:
1) приходские училища — 1 год обучения;
2) уездные училища — 2 года;
3) гимназии в губерниях — 4 года;
4) университеты.
Признаки для сравнения
Крестьянская реформа 1861 г.
Столыпинская аграрная реформа
Цели реформы
(Крестьянская реформа 1861 г.)
Освобождение крестьян от крепостной зависимости и предоставление им личной свободы;
сохранение помещиком права собственности на землю, за пользование которой крестьяне должны были отбывать повинности.
(Столыпинская аграрная реформа)
Экономические: развитие капитализма в сельском хозяйстве и создание сельской буржуазии из числа зажиточных крестьян.
Политические: подрыв единства крестьян в борьбе против помещиков и использование зажиточных крестьян как опоры правительства
.
Средства осуществления (мероприятия)
(Крестьянская реформа 1861 г.)
Подписание «Положения» о выходе на волю крепостных крестьян; получение земли в собственность крестьянами посредством выкупа;
появление временнообязанного положения крестьян.
(Столыпинская аграрная реформа)
Выход крестьян из общины и закрепление их собственности на земельный надел через отруб или хутор;
переселение малоземельных крестьян на окраины России.
Результаты реформы
(Крестьянская реформа 1861 г.)
Провозглашение личной свободы крепостных крестьян, их независимости от помещика;
получение крестьянами земли в собственность;
сохранение помещичьего землевладения;
ухудшение материального положения помещичьих крестьян, т.к. непосильные выкупные платежи поглощали 70 % крестьянского дохода.
(Столыпинская аграрная реформа)
Появление нового слоя земельных собственников — сельской буржуазии;
рост сельскохозяйственного производства;
вовлечение зажиточных крестьянских хозяйств в товарно-денежные отношения;
создание условий для реализации ускоренного «американского» пути развития капитализма в сельском хозяйстве — на основе крестьянских хозяйств, свободных от феодальных пережитков;
введение земств;
сохранение и помещичьего землевладения.
Вывод: Крестьянская реформа 1861 г. и столыпинская аграрная реформа вызвали разочарование у большинства крестьян. Обе реформы носили долговременный и ограниченный характер проводимых мероприятий и развитию буржуазных отношений. Столыпинская аграрная реформа была более действенной по сравнению с крестьянской реформой 1861 г., но пользу от ее проведения получили преимущественно помещики, буржуазия, и зажиточные крестьяне, а крестьянский вопрос так и остался открытым.