В двухсоттысячном Отраре, выросшем на том месте, где река Арысь сливалась с Сырдарьей, обосновались ученые, мудрецы, искусные музыканты, предсказатели, ювелиры. В городе было большое медресе, базар, мастерская-кузница, гурт-хана (место, где распивали вина), баня, мечети, лавки, магазины.[3] Во время монгольского нашествия городом правил Каир-хан, дядя хорезмшаха по материнской линии. По историческим данным, после того, как здесь были казнены послы Чингисхана, в 1219 году город был осажден монгольскими войсками под руководством старшего сына завоевателя, Джучи. Осада продолжалась 6 месяцев. В городе начался голод и недовольство отказом идти на переговоры с монголами, однажды ночью кто-то из жителей города открыл ворота монголам. Захватившие после этого город монголы уничтожили значительную часть населения, оставшуюся забрали в рабство, сам город был сожжён и уничтожен. Предателя по имени Караджа, открывшего городские ворота, казнил лично Джучи. В XV веке город был отстроен заново.
Как большинство его современников, Дали относился с беспокойством к войнам и угрозам их начала, которыми был полон мир 1930-х годов. Согласно объяснению самого художника, телефон в 'Горном озере' — тот самый, по которому британский премьер-министр Невил Чемберлен вел переговоры с Гитлером к этому времени телефонная дипломатия продолжала оставаться большим новшеством. Хрупкость процесса подчеркнута подпорками и тем обстоятельством, что линия перерезана. Однако эта политическая интерпретация выглядит придуманной задним числом, поскольку в 1938 году Чемберлен добился, как тогда казалось, прочного мира, подписав Мюнхенское соглашение. Личный элемент в картине по-прежнему сильно выражен, — он чувствуется в поразительном двойном образе озера, которое может быть воспринято и как лежащая на доске рыба, и как мужской половой орган.