Просвещенный абсолютизм известен как политика, характерная для 18 века, которая была сфокусирована на устранение средневековых устоев и на создание рыночных отношений.
Идейным создателем этой политики считается Томас Гоббс. Поэтому главной идеей политики просвещенного абсолютизма является создание светсткого государства в условиях абсолютной монархии.
Политика просвещенного абсолютизма проводилась во всей Европе, включая Россию при Екатерине 2 - !НО! не было во Франции, в Польше (там правила шляхта), Англии (уже светское государство)
В чем состояли его проявления в истории России 18 века?
Эта политика проявлялась в правлении Екатерины 2, а именно:
• Она реформировала Сенат (больше не было законодательной инициативы, только контролировал и был высшей судебной инстанцией, разделен на 6 департаментов)
• «Наказ Комиссии о сочинении проекта нового Уложения» (Екатерина переписала работы Монтескье)
• Секуляризационная реформа (касалась церковных земель, земель монастырей)
• Ликвидация привилегий национальных территорий (ликвидация гетманства на Украине, автономия казачьей вольницы, установлена черта оседлости, пригласила немецких колонистов (крестьян) для освоения Поволжья, Урала, Крыма и Северного Кавказа)
• Реформа системы местного управления (появилось 50 губерний, каждая делилась на уезды, которыми заправлял городничий)
• Полицейская реформа (полицейский и церковно-нравственный контроль над населением)
• Жалованная грамота дворянству и городам (1785) (для дворян – закрепление их прав и привилегий, городам – формировалось третье сословие из городских жителей.
Сравните политику "просвещенного абсолютизма" в России и других странах мира
Везде сравнимо общие итоги:
• Самодержавие укрепилось
• Общество стало задействовано в собственной жизни
• Крепостнический гнет усилился (в России точно, но в других странах его уже фактически не было)
• Положение жителей города улучшилось
• Граждане уже имели некоторые права и свободы (но далекооо не все)
• Капитализм был посажен в экономические системы
В Германии: Фридрих 2 издает свой кодекс, по которому суд становится равным для всех, устанавливается веротерпимость, отменяются пытки – вся всех, но никто не посягал на особое положение дворян
Австрия: отмена крепостного права с наделением крестьян землей, ликвидировал автономию провинций и земель, колнизация Венгрии поощрялась
Россия: права дарованы только дворянам, но также национальные земли лишались автономии, а монастыри – своих земель
В VI—VII вв. большинство арабских племен находилось на стадии перехода от родовых отношений к раннефеодальному обществу. Стремление преодолеть племенную разобщенность, противостоять внешним завоевателям и создать единое арабское государство выразилось в проповедовании единобожия и привело к возникновению ислама (в переводе с араб. — покорность). — религии, которая в основных своих чертах сложилась к 622 г. Ее основоположник—Мухаммед (ок. 570— 632 гг.) из Мекки создал первую в Западной Аравии мусульманскую общину (умма), положившую начало первому исламскому государствуВ VII в.; когда арабы захватили Иран, Сирию и Египет, в научных центрах этих стран развивались греческая наука и греческая философия. Самыми знаменитыми в то время были Александрийская школа в Египте и христианская несторианская школа в Гундишапуре (Джунди-Шапур) . на юге Ирана. Из этой школы вышел придворный врач халифа ал-Мансура (754—776) Джурджус ибн Бахтишу (см. с. 161) — основатель династии придворных врачей-христиан, которые в течение двух с половиной столетий безупречно служили при дворе багдадских халифов. Осознавая значение античной науки, халифы и другие вожди мусульман содействовали переводу на арабский язык важнейших греческих сочинений (которые к тому времени сохранились в регионе по преимуществу на сирийском языке — языке преподавания в Гундишапуре и других центрах). Начало этой деятельности было положено в конце VIII в., однако основная работа переводчиков развернулась в правление халифа ал-Мамуна (813—833), который специально для этого организовал в Багдаде «Дом мудрости» {араб, bait al-hikma). В течение IX и X вв. на арабский язык была переведена практически вся доступная литература, представлявшая интерес для арабов.
Со временем переводы на арабский стали делать непосредственно с греческого. Большинство исследователей связывают этот переход с деятельностью самого известного переводчика эпохи халифатов — христианина-не-сторианца Хунайна ибн Исхака (Ни-nain ibn Ishag, 809—873) из Хиры. Он имел глубокие познания в медицине, был придворным врачом халифа ал-Мутаваккила (847—861) и преподавал медицину в Багдаде. Хунайн иби Исхак в совершенстве владел арабским, сирийским, греческим и латинским языками, в поисках рукописей научных и философских трудов совершил путешествие по Византийской империи, после чего собрал вокруг себя группу переводчиков, в которую входил и его сын Исхак.
Среди переводов, приписываемыхводил Платона и Аристотеля, Сорана и Орибасия, Руфа из Эфеса и Павла с о. Эгина. В то время на арабском языке еще не существовало оригинальных текстов на темы переводимых им сочинений, и Хунайн ибн Исхак освоил медицинскую терминологию, ввел ее в арабский язык и заложил драгоценный лексический фундамент медицинских текстов на арабском языке.
Много текстов было переведено также и с персидского языка. Через персов арабы познакомились с достижениями индийской цивилизации, в особенности в области астрономии, медицины, математики. От индийцев они заимствовали и цифры, .которые европейцы назвали «арабскими».
Переводческая деятельность арабов сыграла неоценимую роль в сохранении наследия предшествовавших им. цивилизаций — многие древние труды дошли до средневековой Европы -только в арабских переводах. Однако до наших дней, как полагают ученые, дошло не более 1% средневековых арабских рукописей.
Развитию книжного дела в значительной степени знакомство с секретом изготовления китайской бумаги, которая оказалась гораздо дешевле египетского папируса. Ее важность оценили незамедлительно: около 800 г. везир Харун ар-Раши-да — Йахйа Бармакид построил в Багдаде первую бумажную мельницу. Через Сирию и Северную Африку производство бумаги пришло на Запад — в Испанию, а позднее и в другие европейские страны. Первые бумажные мельницы в Италии и Германии появились в XIV в.
Просвещенный абсолютизм известен как политика, характерная для 18 века, которая была сфокусирована на устранение средневековых устоев и на создание рыночных отношений.
Идейным создателем этой политики считается Томас Гоббс. Поэтому главной идеей политики просвещенного абсолютизма является создание светсткого государства в условиях абсолютной монархии.
Политика просвещенного абсолютизма проводилась во всей Европе, включая Россию при Екатерине 2 - !НО! не было во Франции, в Польше (там правила шляхта), Англии (уже светское государство)
В чем состояли его проявления в истории России 18 века?Эта политика проявлялась в правлении Екатерины 2, а именно:
• Она реформировала Сенат (больше не было законодательной инициативы, только контролировал и был высшей судебной инстанцией, разделен на 6 департаментов)
• «Наказ Комиссии о сочинении проекта нового Уложения» (Екатерина переписала работы Монтескье)
• Секуляризационная реформа (касалась церковных земель, земель монастырей)
• Ликвидация привилегий национальных территорий (ликвидация гетманства на Украине, автономия казачьей вольницы, установлена черта оседлости, пригласила немецких колонистов (крестьян) для освоения Поволжья, Урала, Крыма и Северного Кавказа)
• Реформа системы местного управления (появилось 50 губерний, каждая делилась на уезды, которыми заправлял городничий)
• Полицейская реформа (полицейский и церковно-нравственный контроль над населением)
• Жалованная грамота дворянству и городам (1785) (для дворян – закрепление их прав и привилегий, городам – формировалось третье сословие из городских жителей.
• Образовательная реформа (система образовательных учреждений)
Сравните политику "просвещенного абсолютизма" в России и других странах мираВезде сравнимо общие итоги:
• Самодержавие укрепилось
• Общество стало задействовано в собственной жизни
• Крепостнический гнет усилился (в России точно, но в других странах его уже фактически не было)
• Положение жителей города улучшилось
• Граждане уже имели некоторые права и свободы (но далекооо не все)
• Капитализм был посажен в экономические системы
В Германии: Фридрих 2 издает свой кодекс, по которому суд становится равным для всех, устанавливается веротерпимость, отменяются пытки – вся всех, но никто не посягал на особое положение дворян
Австрия: отмена крепостного права с наделением крестьян землей, ликвидировал автономию провинций и земель, колнизация Венгрии поощрялась
Россия: права дарованы только дворянам, но также национальные земли лишались автономии, а монастыри – своих земель
Со временем переводы на арабский стали делать непосредственно с греческого. Большинство исследователей связывают этот переход с деятельностью самого известного переводчика эпохи халифатов — христианина-не-сторианца Хунайна ибн Исхака (Ни-nain ibn Ishag, 809—873) из Хиры. Он имел глубокие познания в медицине, был придворным врачом халифа ал-Мутаваккила (847—861) и преподавал медицину в Багдаде. Хунайн иби Исхак в совершенстве владел арабским, сирийским, греческим и латинским языками, в поисках рукописей научных и философских трудов совершил путешествие по Византийской империи, после чего собрал вокруг себя группу переводчиков, в которую входил и его сын Исхак.
Среди переводов, приписываемыхводил Платона и Аристотеля, Сорана и Орибасия, Руфа из Эфеса и Павла с о. Эгина. В то время на арабском языке еще не существовало оригинальных текстов на темы переводимых им сочинений, и Хунайн ибн Исхак освоил медицинскую терминологию, ввел ее в арабский язык и заложил драгоценный лексический фундамент медицинских текстов на арабском языке.
Много текстов было переведено также и с персидского языка. Через персов арабы познакомились с достижениями индийской цивилизации, в особенности в области астрономии, медицины, математики. От индийцев они заимствовали и цифры, .которые европейцы назвали «арабскими».
Переводческая деятельность арабов сыграла неоценимую роль в сохранении наследия предшествовавших им. цивилизаций — многие древние труды дошли до средневековой Европы -только в арабских переводах. Однако до наших дней, как полагают ученые, дошло не более 1% средневековых арабских рукописей.
Развитию книжного дела в значительной степени знакомство с секретом изготовления китайской бумаги, которая оказалась гораздо дешевле египетского папируса. Ее важность оценили незамедлительно: около 800 г. везир Харун ар-Раши-да — Йахйа Бармакид построил в Багдаде первую бумажную мельницу. Через Сирию и Северную Африку производство бумаги пришло на Запад — в Испанию, а позднее и в другие европейские страны. Первые бумажные мельницы в Италии и Германии появились в XIV в.