В I тыс. до н. э., в период раннего железа, на территории Казахстана произошло образование новых этнических общностей — племенных союзов. Объединению племен в племенные союзы борьба между отдельными родами и племенами за обладание пастбищами, водными бассейнами, вызванная ростом производительных сил. Первые племенные союзы возникли в казахских степях в VIII—VII вв. до н. э. Античные авторы именуют их общим именем — «саки». На территории Казахстана обитали два племенных союза: саки-парадарайя и саки-тиграхауды. Антропологический материал подтверждает, что они обладали ярко выраженными европеоидными чертами. Вопрос о языке саков является спорным. Одни исследователи считают, что они были ираноязычными, другие относят их к тюркоязычным племенам. Несомненно, однако, то, что племена андроновской культуры и саки на обширной протоказахской территории преемственно связаны.
Еще далеко не все ясно в истории сложения раннеклассовых отношений и этнополитической истории того времени на территории Казахстана. Однако несомненно, что при всей преемственности связи исторического процесса здесь все отчетливее проступает момент неравномерности хозяйственного, социального и культурного развития зон — производительные силы на юге и юго-востоке, где скотоводство сочеталось с земледелием, развивались быстрее, чем в центре и на западе, где преобладало скотоводство.
Государственные экзамены в императорском Китае (кит. трад. 科舉, упр. 科举, пиньинь kējǔ) — неотъемлемая часть системы конфуцианского образования, обеспечивавшая соискателям доступ в государственный бюрократический аппарат и обеспечивавшая социальную мобильность (во всяком случае, фактически на ранних этапах существования, а формально — на всем протяжении существования).
Императорский экзамен на государственную службу Империи Сун, иллюстрация (11 век)
Экзамены в городе Кайфыне, столице Империи Сун
Система кэцзюй просуществовала (с перебоями) 1300 лет: от создания в 605 году (династия Суй) и до 1905 года (закат династии Цин, за год до рождения Пу И). Её существование было неотъемлемой частью существования сильной централизованной империи. По мнению Бенджамина Элмана, после 1400 года и вплоть до отмены в 1905 году она представляла собой центральный элемент в культурной истории Китая[1].
Начиная с XVI века представители китайского чиновнического класса, сформированного при этой экзаменационной системы, стали известны европейцам как «мандарины».
В I тыс. до н. э., в период раннего железа, на территории Казахстана произошло образование новых этнических общностей — племенных союзов. Объединению племен в племенные союзы борьба между отдельными родами и племенами за обладание пастбищами, водными бассейнами, вызванная ростом производительных сил. Первые племенные союзы возникли в казахских степях в VIII—VII вв. до н. э. Античные авторы именуют их общим именем — «саки». На территории Казахстана обитали два племенных союза: саки-парадарайя и саки-тиграхауды. Антропологический материал подтверждает, что они обладали ярко выраженными европеоидными чертами. Вопрос о языке саков является спорным. Одни исследователи считают, что они были ираноязычными, другие относят их к тюркоязычным племенам. Несомненно, однако, то, что племена андроновской культуры и саки на обширной протоказахской территории преемственно связаны.
Еще далеко не все ясно в истории сложения раннеклассовых отношений и этнополитической истории того времени на территории Казахстана. Однако несомненно, что при всей преемственности связи исторического процесса здесь все отчетливее проступает момент неравномерности хозяйственного, социального и культурного развития зон — производительные силы на юге и юго-востоке, где скотоводство сочеталось с земледелием, развивались быстрее, чем в центре и на западе, где преобладало скотоводство.
Государственные экзамены в императорском Китае (кит. трад. 科舉, упр. 科举, пиньинь kējǔ) — неотъемлемая часть системы конфуцианского образования, обеспечивавшая соискателям доступ в государственный бюрократический аппарат и обеспечивавшая социальную мобильность (во всяком случае, фактически на ранних этапах существования, а формально — на всем протяжении существования).
Императорский экзамен на государственную службу Империи Сун, иллюстрация (11 век)
Экзамены в городе Кайфыне, столице Империи Сун
Система кэцзюй просуществовала (с перебоями) 1300 лет: от создания в 605 году (династия Суй) и до 1905 года (закат династии Цин, за год до рождения Пу И). Её существование было неотъемлемой частью существования сильной централизованной империи. По мнению Бенджамина Элмана, после 1400 года и вплоть до отмены в 1905 году она представляла собой центральный элемент в культурной истории Китая[1].
Начиная с XVI века представители китайского чиновнического класса, сформированного при этой экзаменационной системы, стали известны европейцам как «мандарины».