Основные процессы в развитии культуры «перестроечного» периода связаны с раскрепощением общественного сознания, преодолением его одномерности, формированием более объективной картины окружающего человека мира.
Одной из главных черт культуры тех лет стала ее публицистичность, постановка крупных общественно значимых тем, широкое и заинтересованное внимание к обсуждаемым во В 1987 г. в «толстых» журналах была напечатана серия материалов о настоящем и будущем России. Только в «Новом мире» появились статьи И. Клямкина «Какая улица ведет к храму?», В. Селюнина и Г. Xанина «Лукавая цифра», Н. Шмелева «Авансы и долги». Эти и другие материалы вызвали большой интерес новизной привлеченных фактов и своим разоблачительным пафосом. В статьях ставился глобальный во о содержании пройденного страной в XX в. пути и правильности избранной в 1917 г. модели развития.
В. Васильев и Е. Максимова. Сцена из балета «Дон-Кихот»
Утоляя накопившийся за многие годы информационный голод, средства массовой информации печатали огромное количество материалов на самые острые современные темы, сюжеты из о том, чем и как жили люди в других государствах. Тиражи газет и журналов стремительно шли вверх: в 1989 г. тираж «Аргументов и фактов» «взлетел» до 30 млн экземпляров (это было даже зафиксировано в Книге рекордов Гиннеса), «Труда» – до 20 млн, а «Правды» – до 10 млн. Значительно изменился стиль работы телевидения. Здесь был быстро освоен ранее практически неиспользуемый жанр – «прямой эфир». Большими симпатиями зрителей пользовались передачи «Взгляд», «До и после полуночи», «Пятое колесо». Ведущие этих передач пробрели необычайную популярность, многие из них становились и фигурами российской политики. Возможности создания независимых СМИ стали больше после выхода в 1990 г. «Закона о печати».
Никогда ранее не был столь значительным интерес к истории. Страна переживала настоящий «исторический бум». В 1987–1991 гг. газеты и журналы были полны «круглыми столами» на исторические темы, «размышлениями» историков и публицистов. Упрощение доступа к архивным фондам привело к появлению в печати массы сенсационных документов, которые становились достоянием самой широкой публики. Принципиально важным было снятие покрова тайны над многими страницами истории КПСС. Было возобновлено издание журнала «Известия ЦК КПСС», знакомившего с партийными решениями, которые прежде не предавались гласности. Здесь, например, был впервые в СССР опубликован закрытый доклад Н. Хрущева на XX съезде КПСС, касавшийся культа личности И. Сталина. Политические преобразования в СССР сделали возможным реабилитировать не только тех, кто был предан забвению, но и тех, кто еще недавно подвергался беспощадной разносной критике во всех учебниках по истории КПСС. В историю были «возвращены» Н. Бухарин, А. Рыков, Л. Троцкий, Л. Каменев, Ф. Раскольников, В. Антонов-Овсеенко и многие другие.
Восстановлению исторической памяти и публикация работ русских философов-немарксистов, а также литераторов и писателей 1920-1940-х годов, чьи имена были под запретом. Среди них – Н. Бердяев, В. Соловьев, Г. Федотов, П. Сорокин, В. Розанов, И. Ильин. В 1990 г. был переиздан сборник «Из глубины», написанный русскими философами в 1918 г., а в 1991 г. были опубликованы не менее знаменитые «Вехи», явившиеся в свое время «предостережением русских философов судьбе России и интеллигенции». Массовыми тиражами издавались «Реквием» А. Ахматовой, «Котлован» и «Чевенгур» А. Платонова, «Мы» Е. Замятина. Потрясение вызывали публикации А. Солженицына («Архипелаг ГУЛАГ») и В. Шаламова («Колымские рассказы»).
Відповідь:Гласность публикации в СССР многих запрещенных ранее произведений. Среди них были романы А.Н.Рыбакова «Дети Арбата», В. Д. Дудинцева «Белые одежды», Д. А. Гранина «Зубр», А. А. Бека «Новое назначение», В. С. Гроссмана «Жизнь и судьба». Эти книги были посвящены сталинскому времени и показывали трагические судьбы людей. Появились в печати и более ранние произведения: «Мы» Е. И. Замятина, «Повесть непогашенной луны» Б. А. Пильняка, «Чевенгур» и «Котлован» А. П. Платонова и др. Большими тиражами выходили труды русских философов, историков, социологов Н. А. Бердяева, В. С. Соловьева, П. А. Сорокина, В. Н. Лосского, И. А. Ильина. Позже стали издаваться и произведения писателей- эмигрантов И. А. Бродского, Г. Н. Владимова, В. Н.Войновича, А. А. Галича, В. П. Некрасова, Э. В. Лимонова и др. Среди та- ких произведений особый резонанс вызвала публикация «Архипелага ГУЛАГ» и других книг А. И. Солженицына.
Размышления, связанные с неблагополучным состоянием общества, получили широкое отражение в литературе: повестях В. Г. Распутина «Пожар» (1985), В. П. Астафьева «Печальный детектив» (1987) и др.
Заметные изменения произошли в кинематографе. Символом перестройки стал фильм Т.Е.Абуладзе «Покаяние» о временах сталинских репрессий. Появились давно снятые, но не показываемые ранее картины А. Я. Аскольдова «Комиссар», А.Г.Германа «Проверка на дорогах», «Мой друг Иван Лапшин». В период перестройки были сняты и получили известность художественные и документальные фильмы «Завтра была война» Ю.В. Кары, «Холодное лето пятьдесят третьего» А. А Собачье сердце» В.В.Бортко, «Так жить нельзя» и «Россия, которую мы потеряли» С. С. Говорухина.
Разнообразной стала музыкальная жизнь страны. Из полуподполья вышла рок-музыка, зазвучали песни эмигрантских авторов. Огромным успехом у молодежи пользовались песни Виктора Цоя, Игоря Талькова и др
Основные процессы в развитии культуры «перестроечного» периода связаны с раскрепощением общественного сознания, преодолением его одномерности, формированием более объективной картины окружающего человека мира.
Одной из главных черт культуры тех лет стала ее публицистичность, постановка крупных общественно значимых тем, широкое и заинтересованное внимание к обсуждаемым во В 1987 г. в «толстых» журналах была напечатана серия материалов о настоящем и будущем России. Только в «Новом мире» появились статьи И. Клямкина «Какая улица ведет к храму?», В. Селюнина и Г. Xанина «Лукавая цифра», Н. Шмелева «Авансы и долги». Эти и другие материалы вызвали большой интерес новизной привлеченных фактов и своим разоблачительным пафосом. В статьях ставился глобальный во о содержании пройденного страной в XX в. пути и правильности избранной в 1917 г. модели развития.
В. Васильев и Е. Максимова. Сцена из балета «Дон-Кихот»
Утоляя накопившийся за многие годы информационный голод, средства массовой информации печатали огромное количество материалов на самые острые современные темы, сюжеты из о том, чем и как жили люди в других государствах. Тиражи газет и журналов стремительно шли вверх: в 1989 г. тираж «Аргументов и фактов» «взлетел» до 30 млн экземпляров (это было даже зафиксировано в Книге рекордов Гиннеса), «Труда» – до 20 млн, а «Правды» – до 10 млн. Значительно изменился стиль работы телевидения. Здесь был быстро освоен ранее практически неиспользуемый жанр – «прямой эфир». Большими симпатиями зрителей пользовались передачи «Взгляд», «До и после полуночи», «Пятое колесо». Ведущие этих передач пробрели необычайную популярность, многие из них становились и фигурами российской политики. Возможности создания независимых СМИ стали больше после выхода в 1990 г. «Закона о печати».
Никогда ранее не был столь значительным интерес к истории. Страна переживала настоящий «исторический бум». В 1987–1991 гг. газеты и журналы были полны «круглыми столами» на исторические темы, «размышлениями» историков и публицистов. Упрощение доступа к архивным фондам привело к появлению в печати массы сенсационных документов, которые становились достоянием самой широкой публики. Принципиально важным было снятие покрова тайны над многими страницами истории КПСС. Было возобновлено издание журнала «Известия ЦК КПСС», знакомившего с партийными решениями, которые прежде не предавались гласности. Здесь, например, был впервые в СССР опубликован закрытый доклад Н. Хрущева на XX съезде КПСС, касавшийся культа личности И. Сталина. Политические преобразования в СССР сделали возможным реабилитировать не только тех, кто был предан забвению, но и тех, кто еще недавно подвергался беспощадной разносной критике во всех учебниках по истории КПСС. В историю были «возвращены» Н. Бухарин, А. Рыков, Л. Троцкий, Л. Каменев, Ф. Раскольников, В. Антонов-Овсеенко и многие другие.
Восстановлению исторической памяти и публикация работ русских философов-немарксистов, а также литераторов и писателей 1920-1940-х годов, чьи имена были под запретом. Среди них – Н. Бердяев, В. Соловьев, Г. Федотов, П. Сорокин, В. Розанов, И. Ильин. В 1990 г. был переиздан сборник «Из глубины», написанный русскими философами в 1918 г., а в 1991 г. были опубликованы не менее знаменитые «Вехи», явившиеся в свое время «предостережением русских философов судьбе России и интеллигенции». Массовыми тиражами издавались «Реквием» А. Ахматовой, «Котлован» и «Чевенгур» А. Платонова, «Мы» Е. Замятина. Потрясение вызывали публикации А. Солженицына («Архипелаг ГУЛАГ») и В. Шаламова («Колымские рассказы»).
Відповідь:Гласность публикации в СССР многих запрещенных ранее произведений. Среди них были романы А.Н.Рыбакова «Дети Арбата», В. Д. Дудинцева «Белые одежды», Д. А. Гранина «Зубр», А. А. Бека «Новое назначение», В. С. Гроссмана «Жизнь и судьба». Эти книги были посвящены сталинскому времени и показывали трагические судьбы людей. Появились в печати и более ранние произведения: «Мы» Е. И. Замятина, «Повесть непогашенной луны» Б. А. Пильняка, «Чевенгур» и «Котлован» А. П. Платонова и др. Большими тиражами выходили труды русских философов, историков, социологов Н. А. Бердяева, В. С. Соловьева, П. А. Сорокина, В. Н. Лосского, И. А. Ильина. Позже стали издаваться и произведения писателей- эмигрантов И. А. Бродского, Г. Н. Владимова, В. Н.Войновича, А. А. Галича, В. П. Некрасова, Э. В. Лимонова и др. Среди та- ких произведений особый резонанс вызвала публикация «Архипелага ГУЛАГ» и других книг А. И. Солженицына.
Размышления, связанные с неблагополучным состоянием общества, получили широкое отражение в литературе: повестях В. Г. Распутина «Пожар» (1985), В. П. Астафьева «Печальный детектив» (1987) и др.
Заметные изменения произошли в кинематографе. Символом перестройки стал фильм Т.Е.Абуладзе «Покаяние» о временах сталинских репрессий. Появились давно снятые, но не показываемые ранее картины А. Я. Аскольдова «Комиссар», А.Г.Германа «Проверка на дорогах», «Мой друг Иван Лапшин». В период перестройки были сняты и получили известность художественные и документальные фильмы «Завтра была война» Ю.В. Кары, «Холодное лето пятьдесят третьего» А. А Собачье сердце» В.В.Бортко, «Так жить нельзя» и «Россия, которую мы потеряли» С. С. Говорухина.
Разнообразной стала музыкальная жизнь страны. Из полуподполья вышла рок-музыка, зазвучали песни эмигрантских авторов. Огромным успехом у молодежи пользовались песни Виктора Цоя, Игоря Талькова и др
Пояснення: