1) Хеттское царство существовало в 1800-1180 гг до нашей эры и в свой расцвет охватывало значительную часть Малой Азии, уютно устроившись между Средиземным и Чёрным морями.
2) Воинственные хетты покорили множество народов и государств, но часто принимали клятву в верности от завоёванных царств, оставляя там прежние порядки и правителей на месте. А те становились вассалами хеттского царя и платили ему дань. А некоторые освобождались и от этого бремени.
3) Хетты говорили на собственном языке и владели письменностью на глиняных табличках. Им не были чужды науки, образование, незаурядные искусства, архитектура. Благодаря активной торговле они вели успешный культурный обмен.
4) Хаттуса - сердце великого царства, ныне лежит в руинах и расположена в центральной Анатолии к востоку от турецкой Анкары. Местность эта суровая, с холодной зимой и жарким летом. На трудном ландшафте хетты построили город-крепость, редкий в свои годы. Каждую ночь он закрывался на вход и выход, а на улицах объявлялся комендантский час.
5) Величайший царь хеттов - Суппилулиума I, живший в 1358-1321 гг до н.э. Гений военного дела, управления государством и дипломатии, он активно воевал с одними соседями и заключал союзы с другими. В годы его правления государство пережило великий взлёт и великие потрясения.
6) Колоссальный по силе удар Хеттскому царству нанесли не враги или засуха. Государство пострадало от 20-летней эпидемии чумы в Малой Азии, унёсшей жизни значительного числа хеттов и самого царя Суппилулиумы I. Не стоит и говорить о том, как тяжело древние общества переносили вспышки заразных болезней.
Хеттская держава была одной из самых влиятельных сил на геополитической карте Древнего мира. Здесь появилась первая конституция, хетты первыми использовали боевые колесницы и почитали двуглавого орла.
1. Царство Мира
Держава хеттов была одним из самых могущественных царств Древнего мира, она простиралась от Восточной Анатолии до Эгейского моря на западе и от Черного моря на севере почти до Леванта. Империя хеттов поглотила царство Митанни, завладела Северной Сирией, колонизовала западную окраину Малой Азии и конкурировала за владычество с самим Египтом.
Колнониальная и завоевательная политика хеттов была характерна тем, что они стремились решить территориальные конфликты не за счет военных побед, а при дипломатии. Именно при заключения договоров хеттов с представителями элиты соседних государств к державе были присоединены Алалах и Хальпа, Тархунтасса и Каркемиш.
Немецкий историк Франк Штарке писал о хеттах: "Если никакие мирные требования не , хеттский царь предупреждал своего противника: "Боги станут на мою сторону и решат дело в мою пользу".
Хетты не брали с покоренных земель неподъемной дани и даже часто оставляли у власти аннексированной территории прежнего правителя, лишая его, однако, права на проведение независимой политики.
Самым сильным противником Хеттской державы был Египет. В 1275 году до нашей эры недалеко от сирийского города Кадеш состоялось сражение между войсками Рамзеса II и хеттским войском Муваталли II. Эта битва стала первой в истории, чье описание мы можем в источниках обеих воюющих сторон и последней битвой в истории Бронзового века - хетты уже использовали железное оружие.
Долгое сражение так и не привело ни к чьей победе. Муваталли предложил египетскому фараону перемирие, Рамзеc согласился. Хеттские источники приписали в итоге победу хеттам, египетские - египтянам.
Хетты покорили Арцаву, Аххияву, Мису, Вилусу и другие государства на западе Анатолии. Но покоренные восстали и вступили с жившими на островах Эгейского моря "народами моря" антихеттскую коалицию. Между 1200 и 1190 годами до н.э. они дошли до столицы хеттов Хаттусы. Город был взят штурмом
2. Первая конституция
Хетты очень трепетно относились к юридическим вопросам, поскольку считали, что договоры заключаются не только между людьми, но и перед богами. Нарушение закона приравнивалось к оскорблению богов. Хеттские законы были святыней, их высекали на табличках из железа, серебра и золота, хранили в храмах. В царские дворцы же отправлялись только глиняные копии законов, по которым мы сегодня можем судить о юридической системе хеттов.
В хеттских законах много интересного. Так, правитель захваченной территории заключал со "страной хеттов" договор. Именно со страной, а не с правителем державы. Государство хетты чтили больше, чем правителя, который не правит страной, а только служит ей. В этом принципиальное отличие Хеттской державы от восточных деспотий Древнего мира.
Первая известная истории конституция была создана хеттами - указ царя Телепину (около 1500 года до новой эры), он реформировал систему передачи власти в стране и описывал действующие органы управления, четко разграничивая их полномочия. Царь был символом единения страны, тулия - совет старейшин - был советом министров и полководцев, панкусом назывался военный совет, куда входили члены рода, высшие сановники и воины.
Панкус также можно считать первым конституционным судом, в спорных случаях он решал вопросы престолонаследия и имел право голоса при выборе наказаний для преступников.
По принципам своей работы Панкус можно сравнить с германским тингом. То разграничение прав, которое утвердил царь Телепину, сохранялось в Хеттской державе три века, вплоть до её падения.
3. Без календаря
Серьезное исследование истории Хеттской державы началось только в XX веке. В 1906 году был обнаружен Богазкёйский архив царей Хатти, в 1915-1916 годах чешский лингвист Бедржих Грозный расшифровал хеттскую письменность.
Проблемой для историков стало то, что хетты никогда не сообщали точные даты. В их "таблицах о мужественных деяниях" царей много пометок "на следующий год", но год отчета неизвестен. Хетты не отсчитывали своей истории с определеного момента и не отмечали времени правления своих правителей. Хронологию Хеттской державы мы знаем по источникам её соседей.
4. Религия
Религия хеттов была смесью местных и государственных культов. Верховным богом считался бог Грозы Тешибу. Его изображали с молнией и топором в руках, в виде возничего колесницы, запряженной быками.
Пантеон хеттских богов был обширен и мог видоизменяться в зависимости от доминирования того или иного культа. Почитались у хеттов и изображения животных. Так, хорошо нам известный двуглавый орел пошел именно от хеттов.
Богослужения хетты проводили как в святилищах под открытым небом (скальное святилище в Язылыкая), так и в храмах. Циклопическая кладка одного из хеттских храмов была
1) Хеттское царство существовало в 1800-1180 гг до нашей эры и в свой расцвет охватывало значительную часть Малой Азии, уютно устроившись между Средиземным и Чёрным морями.
2) Воинственные хетты покорили множество народов и государств, но часто принимали клятву в верности от завоёванных царств, оставляя там прежние порядки и правителей на месте. А те становились вассалами хеттского царя и платили ему дань. А некоторые освобождались и от этого бремени.
3) Хетты говорили на собственном языке и владели письменностью на глиняных табличках. Им не были чужды науки, образование, незаурядные искусства, архитектура. Благодаря активной торговле они вели успешный культурный обмен.
4) Хаттуса - сердце великого царства, ныне лежит в руинах и расположена в центральной Анатолии к востоку от турецкой Анкары. Местность эта суровая, с холодной зимой и жарким летом. На трудном ландшафте хетты построили город-крепость, редкий в свои годы. Каждую ночь он закрывался на вход и выход, а на улицах объявлялся комендантский час.
5) Величайший царь хеттов - Суппилулиума I, живший в 1358-1321 гг до н.э. Гений военного дела, управления государством и дипломатии, он активно воевал с одними соседями и заключал союзы с другими. В годы его правления государство пережило великий взлёт и великие потрясения.
6) Колоссальный по силе удар Хеттскому царству нанесли не враги или засуха. Государство пострадало от 20-летней эпидемии чумы в Малой Азии, унёсшей жизни значительного числа хеттов и самого царя Суппилулиумы I. Не стоит и говорить о том, как тяжело древние общества переносили вспышки заразных болезней.
6 ФАКТОВ О ХЕТТАХ.
Хеттская держава была одной из самых влиятельных сил на геополитической карте Древнего мира. Здесь появилась первая конституция, хетты первыми использовали боевые колесницы и почитали двуглавого орла.
1. Царство Мира
Держава хеттов была одним из самых могущественных царств Древнего мира, она простиралась от Восточной Анатолии до Эгейского моря на западе и от Черного моря на севере почти до Леванта. Империя хеттов поглотила царство Митанни, завладела Северной Сирией, колонизовала западную окраину Малой Азии и конкурировала за владычество с самим Египтом.
Колнониальная и завоевательная политика хеттов была характерна тем, что они стремились решить территориальные конфликты не за счет военных побед, а при дипломатии. Именно при заключения договоров хеттов с представителями элиты соседних государств к державе были присоединены Алалах и Хальпа, Тархунтасса и Каркемиш.
Немецкий историк Франк Штарке писал о хеттах: "Если никакие мирные требования не , хеттский царь предупреждал своего противника: "Боги станут на мою сторону и решат дело в мою пользу".
Хетты не брали с покоренных земель неподъемной дани и даже часто оставляли у власти аннексированной территории прежнего правителя, лишая его, однако, права на проведение независимой политики.
Самым сильным противником Хеттской державы был Египет. В 1275 году до нашей эры недалеко от сирийского города Кадеш состоялось сражение между войсками Рамзеса II и хеттским войском Муваталли II. Эта битва стала первой в истории, чье описание мы можем в источниках обеих воюющих сторон и последней битвой в истории Бронзового века - хетты уже использовали железное оружие.
Долгое сражение так и не привело ни к чьей победе. Муваталли предложил египетскому фараону перемирие, Рамзеc согласился. Хеттские источники приписали в итоге победу хеттам, египетские - египтянам.
Хетты покорили Арцаву, Аххияву, Мису, Вилусу и другие государства на западе Анатолии. Но покоренные восстали и вступили с жившими на островах Эгейского моря "народами моря" антихеттскую коалицию. Между 1200 и 1190 годами до н.э. они дошли до столицы хеттов Хаттусы. Город был взят штурмом
2. Первая конституция
Хетты очень трепетно относились к юридическим вопросам, поскольку считали, что договоры заключаются не только между людьми, но и перед богами. Нарушение закона приравнивалось к оскорблению богов. Хеттские законы были святыней, их высекали на табличках из железа, серебра и золота, хранили в храмах. В царские дворцы же отправлялись только глиняные копии законов, по которым мы сегодня можем судить о юридической системе хеттов.
В хеттских законах много интересного. Так, правитель захваченной территории заключал со "страной хеттов" договор. Именно со страной, а не с правителем державы. Государство хетты чтили больше, чем правителя, который не правит страной, а только служит ей. В этом принципиальное отличие Хеттской державы от восточных деспотий Древнего мира.
Первая известная истории конституция была создана хеттами - указ царя Телепину (около 1500 года до новой эры), он реформировал систему передачи власти в стране и описывал действующие органы управления, четко разграничивая их полномочия. Царь был символом единения страны, тулия - совет старейшин - был советом министров и полководцев, панкусом назывался военный совет, куда входили члены рода, высшие сановники и воины.
Панкус также можно считать первым конституционным судом, в спорных случаях он решал вопросы престолонаследия и имел право голоса при выборе наказаний для преступников.
По принципам своей работы Панкус можно сравнить с германским тингом. То разграничение прав, которое утвердил царь Телепину, сохранялось в Хеттской державе три века, вплоть до её падения.
3. Без календаря
Серьезное исследование истории Хеттской державы началось только в XX веке. В 1906 году был обнаружен Богазкёйский архив царей Хатти, в 1915-1916 годах чешский лингвист Бедржих Грозный расшифровал хеттскую письменность.
Проблемой для историков стало то, что хетты никогда не сообщали точные даты. В их "таблицах о мужественных деяниях" царей много пометок "на следующий год", но год отчета неизвестен. Хетты не отсчитывали своей истории с определеного момента и не отмечали времени правления своих правителей. Хронологию Хеттской державы мы знаем по источникам её соседей.
4. Религия
Религия хеттов была смесью местных и государственных культов. Верховным богом считался бог Грозы Тешибу. Его изображали с молнией и топором в руках, в виде возничего колесницы, запряженной быками.
Пантеон хеттских богов был обширен и мог видоизменяться в зависимости от доминирования того или иного культа. Почитались у хеттов и изображения животных. Так, хорошо нам известный двуглавый орел пошел именно от хеттов.
Богослужения хетты проводили как в святилищах под открытым небом (скальное святилище в Язылыкая), так и в храмах. Циклопическая кладка одного из хеттских храмов была