В
Все
Б
Биология
Б
Беларуская мова
У
Українська мова
А
Алгебра
Р
Русский язык
О
ОБЖ
И
История
Ф
Физика
Қ
Қазақ тiлi
О
Окружающий мир
Э
Экономика
Н
Немецкий язык
Х
Химия
П
Право
П
Психология
Д
Другие предметы
Л
Литература
Г
География
Ф
Французский язык
М
Математика
М
Музыка
А
Английский язык
М
МХК
У
Українська література
И
Информатика
О
Обществознание
Г
Геометрия
Maximg01
Maximg01
06.12.2020 03:12 •  История

Охарактеризуйте развитие культуры второй половины 13-15 вв

Показать ответ
Ответ:
zverok21rus
zverok21rus
06.10.2020 09:01
Культура Руси 13-15 вв.

Два этапа развития культуры

Следует отметить, что в культуре 13-15 веков четко прослеживается 2 этапа, и рубежом стала куликовская битва. Для первого этапа характерна стагнация и падение после разорительного нашествия татаро-монгольского ига. Характерные черты: падение ремесла, прекращение каменного строительства. Монголо-татары разрушили многие архитектурные памятники, в пожарах сгорело много памятников литературы. После куликовской битвы начался динамичный подъем. Прослеживается слияние местных художественных школ и общерусской культурой.

Устное народное творчество

В период борьбы с монголо-татарскими завоевателями переживало подъем устное народное творчество. Новые легенды как сказание о невидимом граде Китеже – это легенда о городе, ушедшем на дно озера вместе с храбрыми защитниками, которые не сдались завоевателями. Это произведение призывало всех на борьбу с золотоордынцами. Складывается жанр историческо-поэтических песен. К их число относится «Песня о Щелкане Дуденьтьевиче», которая рассказывает о тверском восстании 1327 года. Этот период также считается расцветом былинного творчества. Народное творчество обращается к былинным сказания киевского цикла, где яркими красками описывается битвы с врагами древней Руси, славятся ратные подвиг народа, что придавало русским людям новые силы для борьбы с врагом.

Летописание

Благодаря хозяйственному подъему все больше развитие получает летописание. С 14 века начинается использование бумаги вместо дорого пергамента. С 1325 года летописные записи стали вестись и в Москве, а уже в 1408 году был составлен первый общерусский летописный свод Троицкая летопись которая погибла в пожаре 812 года. В основе Троицкой летописи лежит идея общерусского единства и исторической роли Москвы в государственном объединения русских земель, преемственность традиций Киева и Владимира. Интерес к всемирной истории и стремление определить свое место среди народов мира вызвали появление Хронографов – сочинений по всемирной истории.

Первый русский хронограф был составлен в 1442 г. Пахомием Логофетом.

Исторические повести

Распространенным литературным жанром того времени были исторические повести.

Повесть нередко являлась как бы частью летописного текста. Широкую известность до Куликовской победы получили по­весть «О битве на Калке», «Повесть о разорении Рязани Батыем» (в ней рассказывалось о подвиге рязанского богатыря Евпатия Коловрата).

Блистательной победе Дмитрия Донского в 1380 г. посвящен цикл исторических повестей, например, «Сказание о Мамаевом побоище» или «Задонщина» Софония Рязанца.

 «Хождение за три моря» (1466-1472) тверского купца Афанасия Ни­китина — первое в европейской литературе описание Индии. Свое путе­шествие Афанасий Никитин совершил за 30 лет до открытия пути в Индию португальцем Васко да Гама.

Архитектура

Первые белокаменные стены Московского Кремля были возведены еще при Дмитрии Донском в 1367 годы. Был возведен Успенский собор в Звенигороде, Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря, Успенский собор Московского кремля.

Воз­ведение Успенского собора поручили талантливому зодчему итальян­ского Возрождения Аристотелю Фиорованти. Образцом ему послужил Успенский собор во Владимире. В Успенском соборе Московского Кремля Фиорованти сумел органично соединить традиции и принципы русского (прежде всего, владимиро-суздальского) зодчества и передовые технические достижения европейской архитектуры.

Успенский собор Московского Кремля

Живопись

Слияние местных художественных школ в общерусскую наблюдалось и в живописи.В XIV в. в Новгороде и в Москве работал замечательный художник Феофан Грек, приехавший из Византии. Русские люди приходили специально наблюдать за работой Феофана Грека. Зрителей поражало, что великий мастер писал свои произведения, не используя иконопис­ные образцы.

Наиболее известным произведение Феофана Грека является Донская икона Божьей матери.

Высший подъем русского иконописного искусства связан с творче­ством современника Феофана Грека — гениального русского художника Андрея Рублева. К сожалению, почти не сохранилось сведений о жизни выдающегося мастера.

Философская глубина, внутреннее достоинство и сила, идеи единст­ва и мира между людьми, человечность отразились в произведениях ху­дожника. Гармоничное, мягкое сочетание нежных, чистых красок созда­ет впечатление цельности и законченности его образов. Знаменитая «Троица» (хранится в Третьяковской галерее), ставшая одной из вершин мирового искусства, воплощает основные черты и принципы живопис­ной манеры Андрея Рублева. Совершенные образы «Троицы» символи­зируют мысль о единстве мира и человечества.

"Троица" Андрея Рублева

В культуре 13-15 века формируются новые черты, но одновременно в ней сохранились и черты искусства Киевской Руси.

0,0(0 оценок)
Ответ:
Fela06
Fela06
06.10.2020 09:01
Русская культура 13 – 17 вв.

1.Причина упадка – нашествие монголо-татар.
2.Следствие:
- гибель людей;
- падение ремесла, исчезновение навыков изготовления;
- на полвека прекратилось каменное строительство;
- разрушены городские соборы;
- сгорели литературные памятники

3.Устное народное творчество:
- новые легенды: «Сказание о невидимом граде Китеже» ( призыв к борьбе против захватчиков) ;
- складывается жанр поэтических исторических песен, «Песня о Щелкане Дудентьевиче» ( рассказывает о восстании в Твери в 1327 г.) .
4. Летописание.
- используется бумага, а также пергамент и береста;
- вместо «устава» (квадратное письмо, очень точное) появляется «полуустав» (более свободное и беглое письмо) , с 15 в. появляется скоропись;
- центры летописания: Москва с 1325 г.

- в 1408 г. составлен общерусский летописный свод ( Троицкая летопись, погибшая в московском пожаре в 1812 г.) ; свод – это сложный текст, в котором были соединены в единое целое летописные записи, сделанные в разных политических центрах Руси. Появление сводов позволяет утверждать, что русские земли стали в определенной мере жить общей жизнью еще до их объединения в единое государство.
- в 1479 г. создан Московский летописный свод ( идея этих двух сводов: общерусское единство, историческая роль Москвы в государственном объединении всех русских земель) ;
- появление хронографов ( труды по Всемирной истории) : в 1442 г. составлен первый хронограф Пахомием Логофетом.

4.Исторические повести, героический эпос.
- во вт. пол. 13 в. в Ростове была создана древнейшая редакция жития Михаила Черниговского (Черниговский князь, убитый в Орде за отказ поклониться изваяниям языческих богов) ;
- исторические повести : «О битве на Калке» ,
«Повесть о разорении Рязани Батыем» - о Евпатии Коловрате ,
«Житие Александра Невского» (создаются во Владимирском Рождественском монастыре) ;
подвигу Дмитрия Донского посвящены повести: «Сказание о Мамаевом побоище» , Софоний Рязанец создал поэму «Задонщину» о победе русской дружины в Куликовской битве.
- составлены жизнеописания церковных деятелей Руси;
- «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина – первое в европейской литературе описание Индии ( путешествие Никитина было за 30 лет до открытия пути в Индию Васко да Гамой) .

5.Городская культура: сильно влияние христианства при языческих пережитках. Появились еретики. Это свидетельствует о достаточно широком круге чтения еретиков, в который входили не только тексты Писания, но и постановления церковных соборов. Стригольники: в 1375 г. основатель ереси дьякон Карп был казнен с двумя товарищами по приговору новгородского веча.
6.Архитектура:
- возобновление каменного строительства в Новгороде и Пскове ( церковь Федора Стратилата на Ручье 14 в. , церковь на Ильине улице 14 в. в Новгороде; церковь Василия на Горке в Пскове 15 в. .
Черты: обилие украшений на стенах, общая нарядность, праздничность.
- строительство Московского кремля и его соборов: белокаменный при Дмитрии Донском, красный при Иване III.
- первые белокаменные постройки в Москве относятся к 14-15 вв. : Успенский собор, собор Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде, Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря, собор Андроникова монастыря в Москве продолжали традиции владимиро-суздальского белокаменного зодчества.

7.Живопись:
- в 14 в. в Новгороде и Москве работал замечательный художник Феофан Грек ( Византия) : его фрески в церкви на Ильине, выполненные в 1378 г. в Новгороде, дошли до наших дней; При работе, в отличие от других, художник не смотрел на образцы и, не прекращая работы, беседовал с приходящими.
- Андрей Рублев – 14-15 вв. , «Троица» хранится в Третьяковской галерее, фрески Успенского собора во Владимире ( здесь работал вместе с Даниилом Черным)

Русская культура 16 века.
1.Общая характеристика:
- определяющее значение имела религия, 1551 г. Стоглавый собор, который провозглашал образцы творчества. Иконопись Рублева
0,0(0 оценок)
Популярные вопросы: История
Полный доступ
Позволит учиться лучше и быстрее. Неограниченный доступ к базе и ответам от экспертов и ai-bota Оформи подписку
logo
Начни делиться знаниями
Вход Регистрация
Что ты хочешь узнать?
Спроси ai-бота