Следует отметить, что в культуре 13-15 веков четко прослеживается 2 этапа, и рубежом стала куликовская битва. Для первого этапа характерна стагнация и падение после разорительного нашествия татаро-монгольского ига. Характерные черты: падение ремесла, прекращение каменного строительства. Монголо-татары разрушили многие архитектурные памятники, в пожарах сгорело много памятников литературы. После куликовской битвы начался динамичный подъем. Прослеживается слияние местных художественных школ и общерусской культурой.
Устное народное творчество
В период борьбы с монголо-татарскими завоевателями переживало подъем устное народное творчество. Новые легенды как сказание о невидимом граде Китеже – это легенда о городе, ушедшем на дно озера вместе с храбрыми защитниками, которые не сдались завоевателями. Это произведение призывало всех на борьбу с золотоордынцами. Складывается жанр историческо-поэтических песен. К их число относится «Песня о Щелкане Дуденьтьевиче», которая рассказывает о тверском восстании 1327 года. Этот период также считается расцветом былинного творчества. Народное творчество обращается к былинным сказания киевского цикла, где яркими красками описывается битвы с врагами древней Руси, славятся ратные подвиг народа, что придавало русским людям новые силы для борьбы с врагом.
Летописание
Благодаря хозяйственному подъему все больше развитие получает летописание. С 14 века начинается использование бумаги вместо дорого пергамента. С 1325 года летописные записи стали вестись и в Москве, а уже в 1408 году был составлен первый общерусский летописный свод Троицкая летопись которая погибла в пожаре 812 года. В основе Троицкой летописи лежит идея общерусского единства и исторической роли Москвы в государственном объединения русских земель, преемственность традиций Киева и Владимира. Интерес к всемирной истории и стремление определить свое место среди народов мира вызвали появление Хронографов – сочинений по всемирной истории.
Первый русский хронограф был составлен в 1442 г. Пахомием Логофетом.
Исторические повести
Распространенным литературным жанром того времени были исторические повести.
Повесть нередко являлась как бы частью летописного текста. Широкую известность до Куликовской победы получили повесть «О битве на Калке», «Повесть о разорении Рязани Батыем» (в ней рассказывалось о подвиге рязанского богатыря Евпатия Коловрата).
Блистательной победе Дмитрия Донского в 1380 г. посвящен цикл исторических повестей, например, «Сказание о Мамаевом побоище» или «Задонщина» Софония Рязанца.
«Хождение за три моря» (1466-1472) тверского купца Афанасия Никитина — первое в европейской литературе описание Индии. Свое путешествие Афанасий Никитин совершил за 30 лет до открытия пути в Индию португальцем Васко да Гама.
Архитектура
Первые белокаменные стены Московского Кремля были возведены еще при Дмитрии Донском в 1367 годы. Был возведен Успенский собор в Звенигороде, Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря, Успенский собор Московского кремля.
Возведение Успенского собора поручили талантливому зодчему итальянского Возрождения Аристотелю Фиорованти. Образцом ему послужил Успенский собор во Владимире. В Успенском соборе Московского Кремля Фиорованти сумел органично соединить традиции и принципы русского (прежде всего, владимиро-суздальского) зодчества и передовые технические достижения европейской архитектуры.
Успенский собор Московского Кремля
Живопись
Слияние местных художественных школ в общерусскую наблюдалось и в живописи.В XIV в. в Новгороде и в Москве работал замечательный художник Феофан Грек, приехавший из Византии. Русские люди приходили специально наблюдать за работой Феофана Грека. Зрителей поражало, что великий мастер писал свои произведения, не используя иконописные образцы.
Наиболее известным произведение Феофана Грека является Донская икона Божьей матери.
Высший подъем русского иконописного искусства связан с творчеством современника Феофана Грека — гениального русского художника Андрея Рублева. К сожалению, почти не сохранилось сведений о жизни выдающегося мастера.
Философская глубина, внутреннее достоинство и сила, идеи единства и мира между людьми, человечность отразились в произведениях художника. Гармоничное, мягкое сочетание нежных, чистых красок создает впечатление цельности и законченности его образов. Знаменитая «Троица» (хранится в Третьяковской галерее), ставшая одной из вершин мирового искусства, воплощает основные черты и принципы живописной манеры Андрея Рублева. Совершенные образы «Троицы» символизируют мысль о единстве мира и человечества.
"Троица" Андрея Рублева
В культуре 13-15 века формируются новые черты, но одновременно в ней сохранились и черты искусства Киевской Руси.
3.Устное народное творчество: - новые легенды: «Сказание о невидимом граде Китеже» ( призыв к борьбе против захватчиков) ; - складывается жанр поэтических исторических песен, «Песня о Щелкане Дудентьевиче» ( рассказывает о восстании в Твери в 1327 г.) . 4. Летописание. - используется бумага, а также пергамент и береста; - вместо «устава» (квадратное письмо, очень точное) появляется «полуустав» (более свободное и беглое письмо) , с 15 в. появляется скоропись; - центры летописания: Москва с 1325 г.
- в 1408 г. составлен общерусский летописный свод ( Троицкая летопись, погибшая в московском пожаре в 1812 г.) ; свод – это сложный текст, в котором были соединены в единое целое летописные записи, сделанные в разных политических центрах Руси. Появление сводов позволяет утверждать, что русские земли стали в определенной мере жить общей жизнью еще до их объединения в единое государство. - в 1479 г. создан Московский летописный свод ( идея этих двух сводов: общерусское единство, историческая роль Москвы в государственном объединении всех русских земель) ; - появление хронографов ( труды по Всемирной истории) : в 1442 г. составлен первый хронограф Пахомием Логофетом.
4.Исторические повести, героический эпос. - во вт. пол. 13 в. в Ростове была создана древнейшая редакция жития Михаила Черниговского (Черниговский князь, убитый в Орде за отказ поклониться изваяниям языческих богов) ; - исторические повести : «О битве на Калке» , «Повесть о разорении Рязани Батыем» - о Евпатии Коловрате , «Житие Александра Невского» (создаются во Владимирском Рождественском монастыре) ; подвигу Дмитрия Донского посвящены повести: «Сказание о Мамаевом побоище» , Софоний Рязанец создал поэму «Задонщину» о победе русской дружины в Куликовской битве. - составлены жизнеописания церковных деятелей Руси; - «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина – первое в европейской литературе описание Индии ( путешествие Никитина было за 30 лет до открытия пути в Индию Васко да Гамой) .
5.Городская культура: сильно влияние христианства при языческих пережитках. Появились еретики. Это свидетельствует о достаточно широком круге чтения еретиков, в который входили не только тексты Писания, но и постановления церковных соборов. Стригольники: в 1375 г. основатель ереси дьякон Карп был казнен с двумя товарищами по приговору новгородского веча. 6.Архитектура: - возобновление каменного строительства в Новгороде и Пскове ( церковь Федора Стратилата на Ручье 14 в. , церковь на Ильине улице 14 в. в Новгороде; церковь Василия на Горке в Пскове 15 в. . Черты: обилие украшений на стенах, общая нарядность, праздничность. - строительство Московского кремля и его соборов: белокаменный при Дмитрии Донском, красный при Иване III. - первые белокаменные постройки в Москве относятся к 14-15 вв. : Успенский собор, собор Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде, Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря, собор Андроникова монастыря в Москве продолжали традиции владимиро-суздальского белокаменного зодчества.
7.Живопись: - в 14 в. в Новгороде и Москве работал замечательный художник Феофан Грек ( Византия) : его фрески в церкви на Ильине, выполненные в 1378 г. в Новгороде, дошли до наших дней; При работе, в отличие от других, художник не смотрел на образцы и, не прекращая работы, беседовал с приходящими. - Андрей Рублев – 14-15 вв. , «Троица» хранится в Третьяковской галерее, фрески Успенского собора во Владимире ( здесь работал вместе с Даниилом Черным)
Русская культура 16 века. 1.Общая характеристика: - определяющее значение имела религия, 1551 г. Стоглавый собор, который провозглашал образцы творчества. Иконопись Рублева
Два этапа развития культуры
Следует отметить, что в культуре 13-15 веков четко прослеживается 2 этапа, и рубежом стала куликовская битва. Для первого этапа характерна стагнация и падение после разорительного нашествия татаро-монгольского ига. Характерные черты: падение ремесла, прекращение каменного строительства. Монголо-татары разрушили многие архитектурные памятники, в пожарах сгорело много памятников литературы. После куликовской битвы начался динамичный подъем. Прослеживается слияние местных художественных школ и общерусской культурой.
Устное народное творчество
В период борьбы с монголо-татарскими завоевателями переживало подъем устное народное творчество. Новые легенды как сказание о невидимом граде Китеже – это легенда о городе, ушедшем на дно озера вместе с храбрыми защитниками, которые не сдались завоевателями. Это произведение призывало всех на борьбу с золотоордынцами. Складывается жанр историческо-поэтических песен. К их число относится «Песня о Щелкане Дуденьтьевиче», которая рассказывает о тверском восстании 1327 года. Этот период также считается расцветом былинного творчества. Народное творчество обращается к былинным сказания киевского цикла, где яркими красками описывается битвы с врагами древней Руси, славятся ратные подвиг народа, что придавало русским людям новые силы для борьбы с врагом.
Летописание
Благодаря хозяйственному подъему все больше развитие получает летописание. С 14 века начинается использование бумаги вместо дорого пергамента. С 1325 года летописные записи стали вестись и в Москве, а уже в 1408 году был составлен первый общерусский летописный свод Троицкая летопись которая погибла в пожаре 812 года. В основе Троицкой летописи лежит идея общерусского единства и исторической роли Москвы в государственном объединения русских земель, преемственность традиций Киева и Владимира. Интерес к всемирной истории и стремление определить свое место среди народов мира вызвали появление Хронографов – сочинений по всемирной истории.
Первый русский хронограф был составлен в 1442 г. Пахомием Логофетом.
Исторические повести
Распространенным литературным жанром того времени были исторические повести.
Повесть нередко являлась как бы частью летописного текста. Широкую известность до Куликовской победы получили повесть «О битве на Калке», «Повесть о разорении Рязани Батыем» (в ней рассказывалось о подвиге рязанского богатыря Евпатия Коловрата).
Блистательной победе Дмитрия Донского в 1380 г. посвящен цикл исторических повестей, например, «Сказание о Мамаевом побоище» или «Задонщина» Софония Рязанца.
«Хождение за три моря» (1466-1472) тверского купца Афанасия Никитина — первое в европейской литературе описание Индии. Свое путешествие Афанасий Никитин совершил за 30 лет до открытия пути в Индию португальцем Васко да Гама.
Архитектура
Первые белокаменные стены Московского Кремля были возведены еще при Дмитрии Донском в 1367 годы. Был возведен Успенский собор в Звенигороде, Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря, Успенский собор Московского кремля.
Возведение Успенского собора поручили талантливому зодчему итальянского Возрождения Аристотелю Фиорованти. Образцом ему послужил Успенский собор во Владимире. В Успенском соборе Московского Кремля Фиорованти сумел органично соединить традиции и принципы русского (прежде всего, владимиро-суздальского) зодчества и передовые технические достижения европейской архитектуры.
Успенский собор Московского Кремля
Живопись
Слияние местных художественных школ в общерусскую наблюдалось и в живописи.В XIV в. в Новгороде и в Москве работал замечательный художник Феофан Грек, приехавший из Византии. Русские люди приходили специально наблюдать за работой Феофана Грека. Зрителей поражало, что великий мастер писал свои произведения, не используя иконописные образцы.
Наиболее известным произведение Феофана Грека является Донская икона Божьей матери.
Высший подъем русского иконописного искусства связан с творчеством современника Феофана Грека — гениального русского художника Андрея Рублева. К сожалению, почти не сохранилось сведений о жизни выдающегося мастера.
Философская глубина, внутреннее достоинство и сила, идеи единства и мира между людьми, человечность отразились в произведениях художника. Гармоничное, мягкое сочетание нежных, чистых красок создает впечатление цельности и законченности его образов. Знаменитая «Троица» (хранится в Третьяковской галерее), ставшая одной из вершин мирового искусства, воплощает основные черты и принципы живописной манеры Андрея Рублева. Совершенные образы «Троицы» символизируют мысль о единстве мира и человечества.
"Троица" Андрея Рублева
В культуре 13-15 века формируются новые черты, но одновременно в ней сохранились и черты искусства Киевской Руси.
1.Причина упадка – нашествие монголо-татар.
2.Следствие:
- гибель людей;
- падение ремесла, исчезновение навыков изготовления;
- на полвека прекратилось каменное строительство;
- разрушены городские соборы;
- сгорели литературные памятники
3.Устное народное творчество:
- новые легенды: «Сказание о невидимом граде Китеже» ( призыв к борьбе против захватчиков) ;
- складывается жанр поэтических исторических песен, «Песня о Щелкане Дудентьевиче» ( рассказывает о восстании в Твери в 1327 г.) .
4. Летописание.
- используется бумага, а также пергамент и береста;
- вместо «устава» (квадратное письмо, очень точное) появляется «полуустав» (более свободное и беглое письмо) , с 15 в. появляется скоропись;
- центры летописания: Москва с 1325 г.
- в 1408 г. составлен общерусский летописный свод ( Троицкая летопись, погибшая в московском пожаре в 1812 г.) ; свод – это сложный текст, в котором были соединены в единое целое летописные записи, сделанные в разных политических центрах Руси. Появление сводов позволяет утверждать, что русские земли стали в определенной мере жить общей жизнью еще до их объединения в единое государство.
- в 1479 г. создан Московский летописный свод ( идея этих двух сводов: общерусское единство, историческая роль Москвы в государственном объединении всех русских земель) ;
- появление хронографов ( труды по Всемирной истории) : в 1442 г. составлен первый хронограф Пахомием Логофетом.
4.Исторические повести, героический эпос.
- во вт. пол. 13 в. в Ростове была создана древнейшая редакция жития Михаила Черниговского (Черниговский князь, убитый в Орде за отказ поклониться изваяниям языческих богов) ;
- исторические повести : «О битве на Калке» ,
«Повесть о разорении Рязани Батыем» - о Евпатии Коловрате ,
«Житие Александра Невского» (создаются во Владимирском Рождественском монастыре) ;
подвигу Дмитрия Донского посвящены повести: «Сказание о Мамаевом побоище» , Софоний Рязанец создал поэму «Задонщину» о победе русской дружины в Куликовской битве.
- составлены жизнеописания церковных деятелей Руси;
- «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина – первое в европейской литературе описание Индии ( путешествие Никитина было за 30 лет до открытия пути в Индию Васко да Гамой) .
5.Городская культура: сильно влияние христианства при языческих пережитках. Появились еретики. Это свидетельствует о достаточно широком круге чтения еретиков, в который входили не только тексты Писания, но и постановления церковных соборов. Стригольники: в 1375 г. основатель ереси дьякон Карп был казнен с двумя товарищами по приговору новгородского веча.
6.Архитектура:
- возобновление каменного строительства в Новгороде и Пскове ( церковь Федора Стратилата на Ручье 14 в. , церковь на Ильине улице 14 в. в Новгороде; церковь Василия на Горке в Пскове 15 в. .
Черты: обилие украшений на стенах, общая нарядность, праздничность.
- строительство Московского кремля и его соборов: белокаменный при Дмитрии Донском, красный при Иване III.
- первые белокаменные постройки в Москве относятся к 14-15 вв. : Успенский собор, собор Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде, Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря, собор Андроникова монастыря в Москве продолжали традиции владимиро-суздальского белокаменного зодчества.
7.Живопись:
- в 14 в. в Новгороде и Москве работал замечательный художник Феофан Грек ( Византия) : его фрески в церкви на Ильине, выполненные в 1378 г. в Новгороде, дошли до наших дней; При работе, в отличие от других, художник не смотрел на образцы и, не прекращая работы, беседовал с приходящими.
- Андрей Рублев – 14-15 вв. , «Троица» хранится в Третьяковской галерее, фрески Успенского собора во Владимире ( здесь работал вместе с Даниилом Черным)
Русская культура 16 века.
1.Общая характеристика:
- определяющее значение имела религия, 1551 г. Стоглавый собор, который провозглашал образцы творчества. Иконопись Рублева