Развитие сельского хозяйства носило экстенсивный характер. Осваивались земли в центральной части России и новые пространства на ее окраинах, наиболее интенсивно - на юге Украины, в Заволжье и степном Предкавказье. Площадь посевов с 1802 по 1860 гг. увеличилась с 38 до 58 млн. десятин. С 40-х годов начинают расширяться посевы картофеля, который становится профилирующей культурой. При низкой производительности труда и примитивных сельскохозяйственных орудиях производства господствовало подсечное земледелие и трехполье. Попытки применения новой агротехники при сохранении старых феодальных производственных отношений результата не давали и вели к усилению эксплуатации крестьянского труда.
В селе шел процесс социального расслоения крестьянства. Появился класс предпринимателей, что ускорило развитие рыночных отношений. К 1857 г. помещичье владение сократилось на 7,5% за счет разорения мелких поместий.
Разложение крепостной системы выразилось в развитии товарно-денежных отношении, которые разрушали натуральное хозяйство, увеличении доли барской запашки, переводе крестьян на промыслы и ослабление барщины.
Развитие и рост производительных сил происходили заметнее в промышленности. Мелкая промышленность была тесно связана с крестьянскими промыслами. Основной формой крупного промышленного производства была мануфактура, но в 20-40 гг. начинается переход производства от мануфактур к фабрикам.
В результате технического переворота в текстильной и горнодобывающей промышленности началось применение машин. Производительность труда выросла в 3 раза, на долю машинного производства приходилось 2/3 продукции крупной промышленности.
Новая машинная техника требовала перехода к наемному труду. Основным поставщиком рабочей силы для промышленности стал промысловый отход. Предприятия, на которых применялся крепостной труд в форме вотчины, стали терять профессиональных рабочих и не выдерживали конкуренции с фабричными производствами.
Развитие промышленности привело к изменению социального состава общества. Городское население за первую половину 19 в. выросло с 2,8 до 5,7 млн. человек, число городов - с 630 до 1032.
Государство начало активно поддерживать помещичье хозяйство, раздавая дворянским предпринимателям крупные государственные заказы, предоставляя низкопроцентные кредиты и передавая им во владение казенные предприятия.
Правительство субсидировало строительство шоссейных и железных дорог. В 1837 г. была построена железная дорога между Петербургом и Царским Селом, в 1851 г. - железная дорога Москва-Петербург, в 1859 г. - Петербург-Варшава.
В 40-е годы 19 в. в России действовало 4 тысячи ярмарок. Крупнейшая из них открылась в 1817 г. в Нижнем Новгороде. С конца 18 в. начались магазинная торговля и торговля в разнос.
Во внешней торговле основными партнерами были Англия и другие европейские страны. Вывоз капитала преобладал над ввозом (соответственно 226 млн. руб. против 206 млн. за 1856-1860 гг.), что объяснялось протекционистской политикой государства.
К середине 19 века территория России достигли 18 млн. км, а население 74 млн. человек. Количество губерний в начале века - 47, в конце 69.
В начале 19 века начинает складываться система хозяйственной специализации по районам;
Центральный район (Московская, Владимирская, Тверская, Ярославская, Костромская, Нижегородская и Калужская губернии) - промышленный; Центрально-черноземный (Рязанская, Тульская, Воронежская, Тамбовская, Орловская, Курская губернии) - земледельческий;
Северный (Вологодская, Архангельская, Олонецкая губернии) - мясо-молочное производство, льноводство, лесные промыслы;
Северо-западный (Петербургская, Новгородская, Псковская губернии) - мясо-молочное производство, льноводство.
Развитие сельского хозяйства носило экстенсивный характер. Осваивались земли в центральной части России и новые пространства на ее окраинах, наиболее интенсивно - на юге Украины, в Заволжье и степном Предкавказье. Площадь посевов с 1802 по 1860 гг. увеличилась с 38 до 58 млн. десятин. С 40-х годов начинают расширяться посевы картофеля, который становится профилирующей культурой. При низкой производительности труда и примитивных сельскохозяйственных орудиях производства господствовало подсечное земледелие и трехполье. Попытки применения новой агротехники при сохранении старых феодальных производственных отношений результата не давали и вели к усилению эксплуатации крестьянского труда.
В селе шел процесс социального расслоения крестьянства. Появился класс предпринимателей, что ускорило развитие рыночных отношений. К 1857 г. помещичье владение сократилось на 7,5% за счет разорения мелких поместий.
Разложение крепостной системы выразилось в развитии товарно-денежных отношении, которые разрушали натуральное хозяйство, увеличении доли барской запашки, переводе крестьян на промыслы и ослабление барщины.
Развитие и рост производительных сил происходили заметнее в промышленности. Мелкая промышленность была тесно связана с крестьянскими промыслами. Основной формой крупного промышленного производства была мануфактура, но в 20-40 гг. начинается переход производства от мануфактур к фабрикам.
В результате технического переворота в текстильной и горнодобывающей промышленности началось применение машин. Производительность труда выросла в 3 раза, на долю машинного производства приходилось 2/3 продукции крупной промышленности.
Новая машинная техника требовала перехода к наемному труду. Основным поставщиком рабочей силы для промышленности стал промысловый отход. Предприятия, на которых применялся крепостной труд в форме вотчины, стали терять профессиональных рабочих и не выдерживали конкуренции с фабричными производствами.
Развитие промышленности привело к изменению социального состава общества. Городское население за первую половину 19 в. выросло с 2,8 до 5,7 млн. человек, число городов - с 630 до 1032.
Государство начало активно поддерживать помещичье хозяйство, раздавая дворянским предпринимателям крупные государственные заказы, предоставляя низкопроцентные кредиты и передавая им во владение казенные предприятия.
Правительство субсидировало строительство шоссейных и железных дорог. В 1837 г. была построена железная дорога между Петербургом и Царским Селом, в 1851 г. - железная дорога Москва-Петербург, в 1859 г. - Петербург-Варшава.
В 40-е годы 19 в. в России действовало 4 тысячи ярмарок. Крупнейшая из них открылась в 1817 г. в Нижнем Новгороде. С конца 18 в. начались магазинная торговля и торговля в разнос.
Во внешней торговле основными партнерами были Англия и другие европейские страны. Вывоз капитала преобладал над ввозом (соответственно 226 млн. руб. против 206 млн. за 1856-1860 гг.), что объяснялось протекционистской политикой государства.
Объяснение: