История кушанов весьма скудно освещена в источниках. Кушанское царство возникло в результате объединения (видимо, путём завоевания) сложившихся на территории Бактрии и Согдианы тохарских и сакских княжеств под властью одного из князей, принадлежавшего к племени (или роду) кушанов. Первоначальное местоположение княжества кушанов точно не известно. Что касается образования Кушанского царства, то связный рассказ об этом событии даёт «История Младшей династии Хань». Китайские известия подтверждаются и разъясняются данными монет. Надписи на монетах первых кушанских царей сделаны греческими письменами, поскольку кушаны считали себя преемниками греко-бактрийских царей и отчасти подражали им в чеканке монет. По монетам и китайским источникам известно имя основателя Кушанского государства — Кудзулы Кадфиса, иначе Кадфиса I (Киоцзюкю — в китайских источниках). Он подчинил своей власти долину Кабула, Пуду (китайское название Парапамисад) к югу от Гиндукуша и, возможно, также Хорезм. Последний, однако, и в составе кушанского объединения сохранил известную самостоятельность: в нём продолжали править особые цари, судя по их монетам, династически связанные с кушанами. Вообще Кушанское царство не было централизованным: в ряде покорённых областей тоже сохранялись местные цари, зависимые от верховного владыки.
В средние века скульптура была неотделима от архитектуры. Соборы украшали снаружи и внутри сотнями, а то и тысячами рельефов и статуй, изображавших Бога и Деву Марию, апостолов и святых, епископов и королей. Например, в соборе в Шартре (Франция) около 9 тысяч статуй.
По мнению духовенства, искусство должно было служить «Библией для неграмотных» – изображать сцены, описанные в христианских книгах. Церковь была заказчиком произведений искусства, но создавали их городские ремесленники. В статуях на религиозные темы они выражали народное понимание жизни, а также собственное отношение к миру.
Существовали и определенные правила украшения романских храмов: внутри в центре помещали изображения Христа или фигуру Богоматери, ниже – ангелов, апостолов, святых. Богаче всего украшали западный фасад, где был главный вход.
В романском искусстве более всего проявились такие черты, как фантазия, грубоватый юмор. На колоннах, окнах, рельефах стен и дверей изображались кентавры, полуптицы-полуживотные, различные химеры и другие сказочные существа. Они должны были представлять силы дьявола, но попали в искусство из языческих верований и связанного с ними народного творчества – сказок, басен, песен.
В отличие от античного искусства, прославлявшего красоту человеческого тела, художники средних веков стремились раскрыть богатство мыслей, чувств и настроений человека. Романские мастера часто изображали человека с немощным, иссушенным страданием телом, но при этом более глубоко отражали его внутренний мир.
По мнению духовенства, искусство должно было служить «Библией для неграмотных» – изображать сцены, описанные в христианских книгах. Церковь была заказчиком произведений искусства, но создавали их городские ремесленники. В статуях на религиозные темы они выражали народное понимание жизни, а также собственное отношение к миру.
Существовали и определенные правила украшения романских храмов: внутри в центре помещали изображения Христа или фигуру Богоматери, ниже – ангелов, апостолов, святых. Богаче всего украшали западный фасад, где был главный вход.
В романском искусстве более всего проявились такие черты, как фантазия, грубоватый юмор. На колоннах, окнах, рельефах стен и дверей изображались кентавры, полуптицы-полуживотные, различные химеры и другие сказочные существа. Они должны были представлять силы дьявола, но попали в искусство из языческих верований и связанного с ними народного творчества – сказок, басен, песен.
В отличие от античного искусства, прославлявшего красоту человеческого тела, художники средних веков стремились раскрыть богатство мыслей, чувств и настроений человека. Романские мастера часто изображали человека с немощным, иссушенным страданием телом, но при этом более глубоко отражали его внутренний мир.