О Московском восстании 1648 г. (по летописному рассказу г. июня в 2 день праздновали Сретение чудотворной иконы Владимирской... И на праздник Сретения чудотворной иконы было смятение в миру, били челом всею землею государю на земского судью Левонтия Степанова сына Плещеева, что от него в миру стала великая налога и во всяких разбойных и татиных делах по его Левонтьеву научению от воровских людей напрасные оговоры. И государь царь того дни всей земле его Левонтия не выдал.
И того ж дня возмутились миром на его Левонтия заступников, на боярина... Бориса Иванова сына Морозова, да на окольничего Петра Тихонова сына Траханиотова... и иных многих единомысленников их, и домы их миром разбили и разграбили.
И июня в 3 день, видя государь царь такое в миру великое смятенье, велел его, земского судью Левонтия Плещеева, всей земле выдать головою, и его Левонтия миром (на Красной площади) прибили. И начали миром и заступников его, Бориса Морозова и Петра Траханиотова. И государь царь выслал на Лобное место с образом чудотворной иконы Владимирской патриарха Иосифа Московского и всея Руси, и с ним митрополит Серапион Сарский и Подонский, и архиепископ Серапион Суздальский, и архимандриты, и игумены, и весь чин священный, да с ними государь послал и бояр своих... Указал государь впредь Борису Морозову и Петру Траханиотову до смерти в Москве не бывать и не владеть и на городах у государевых дел ни в каких приказах не бывать. И на том государь царь к образу прикладывался, и миром и всею землею положились на его государьскую волю.
И того же дня... Борис Морозов и Петр Траханиотов наученьем дьявольским... велели людям своим всю Москву выжечь. И они, люди их, большую половину Московского государства выжгли: от реки Неглинной Белый город до Чертольской стены каменного Белого города, и Житной ряд, и Мучной, и Соляной, и от того миру стал всякий хлеб дорог... И многих людей зажигальщиков переимали и к государю царю для их изменничья обличения приводили, а иных до смерти побивали...
Государь велел Петра Траханиотова казнить на Красной площади. А того Бориса Морозова государь царь у миру у чтобы его сослать с Москвы в Кириллов монастырь на Бело-озеро, а за то его не казнить, что он вскормил государя.
Во В чем автор рассказа видит причины восстания в Москве? 2) Какой в рассказе летописца предстает царская власть? 3) Как вы думаете, почему в летописи нет сведений о суде и доказательствах вины Морозова и Траханиотова? 4) Какую роль играла православная церковь в «бунташных» событиях?
1 Москва ходила с мечом на Псковские на Новгородские и на Тверские земли...
2Поход планировался с тщательным учетом внешнеполитической ситуации. Антимосковская боярская группировка Новгорода во главе с Марфой Борецкой сумела заручиться поддержкой польско-литовского короля Казимира IV, который обязался “всестина коня за Великий Новгород, и со всею своею радою литовскою, против великого князя, и боронити Великий Новгород”. Иван III выбрал момент, когда вмешательство короля казалось наименее вероятным. Резко обострились польско-венгерские отношения, которые отвлекли внимание Казимира IV от новгородских дел. В этих условиях объявить “посполитое рушение”, то есть привлечь к походу польскую шляхту, было невозможно. Оппозиционное новгородское боярство оказалось в международной изоляции.политическая подготовка похода, который проводился Иваном III под лозунгами борьбы против “измены”, против мене за короля, а архиепископа сново поставити им у его митрополита Григория латынина суща”.
Объяснение:
Вопрос: Что дало Москве повод вмешаться в отношения между Великим Новгородом и Литвой? ответ: Новгородская земля была расположена между Московским государством и Литвой. К середине XV в. Великий Новгород оказался в условиях, когда уже трудно проводить независимую политику. Вопрос: Почему Иван III казнил бояр — изменников, а простых новгородцев простил? ответ: Решающее столкновение произошло в середине июля 1471 г. на реке Шелони. Новгородцы были разбиты. Бояр, желавших союза с Казимиром, казнили, простых людей отпустили без выкупа.
Объяснение: