"Люди разумные" пытались объяснить те явления окружающего мира, от которых зависела их жизнь: грозы, лесные пожары, наводнения, удачи или неудачи на охоте, урожай или неурожай на дикорастущие плоды, ягоды, грибы и т. п. Естественных причин этих явлении люди не знали.Возникла вера в то, что каждым явлением окружающего мира управляют сверхъестественные силы, которые или вредят человеку. Люди верили, что они могут воздействовать на эти силы:умилостивить их вкусной едой и другими подарками;запугать, например, плясками с оружием и дикими криками;заколдовать особыми действиями и заклинаниями.Вера в существование сверхъестественных сил и в возможность воздействия на них называется религией.Люди верили, что существует связь между животным и его изображением: если, например, нарисовать пораженного копьями зверя, то он окажется заколдован и даст себя убить на охоте.Па стенах пещер сохранились многочисленные изображения зверей - мамонтов, носорогов, оленей, бизонов, лошадей и др. Художникам удавалось достоверно передать облик и характер изображаемых животных.Находки археологов доказывают, что с появлением "человека разумного" возникло изобразительное искусство: живопись (красочные изображения промысловых животных), графика (рисунки тех же животных, вырезанные на костях, плоских камнях и т. п.), скульптура (фигурки зверей и женщин-прародительниц).Люди пытались понять и те явления, которые происходили с ними самими (сновидения, смерть). Они верили, что в теле человека обитает его двойник - душа. Во сне душа покидает тело, она встречается с душами других людей, а спящему об этом снятся сны. Когда человек умирает, его душа переселяется в страну мертвых
В XVI веке португальцы в течение 50 лет пытались закрепиться на китайском побережье.Власти династии Мин сначала пускали их в некоторые портовые города, но, когда португальцы стали вместо торговли заниматься грабежом, они были изгнаны. Императоры запретили всю частную торговлю за пределами страны. Все попытки португальцев силой захватить бухты на побережье отбивали береговая охрана и флот династии Мин. Только в 1557 году португальцы подкупили местных чиновников и получили в аренду порт Макао. Это позволило им перехватить всю морскую торговлю у китайских купцов. Теперь только португальские суда вывозили из Китая фарфор, шелк и другие товары в Японию, Индонезию, Европу. Одновременно с купцами в Китае и Японии появились иезуиты. Они потихоньку обращали в христианство жителей прибрежных городов, ездили на прием к императору и сёгуну. Именно иезуиты познакомили японцев и китайцев с изготовлением пушек. В XVII веке корабли английской Ост-Индской компании воспользовались ослаблением династии Мин и получили право торговать в Кантоне и Гуанчжоу. Одновременно англичане и голландцы создали свои фактории в Японии.Новая китайская династия Цин, напротив, пошла на союз с европейцами. Англичане, голландцы и французы продавали маньчжурам пушки и уничтожать китайские отряды, борющиеся за независимость. Больше всего недовольных маньчжурами было среди китайских морских торговцев, которые на своих больших кораблях высаживали десанты повстанческих войск. Когда маньчжуры победили, они запретили китайцам строить большие корабли. В результате все морские перевозки стали возможны только с европейцев. Их фактории возникли во многих прибрежных городах.Когда маньчжуры укрепили свою власть, их стало беспокоить соседство с европейцами. Были введены ограничения на количество европейских кораблей, которые могут заходить в китайские порты, закрылись около 300 христианских церквей. В 1757 году, когда в Китай дошли вести о захвате англичанами Бенгалии, европейцы были изгнаны из всех городов. Единственным открытым портом император оставил Гуанчжоу. Но и здесь европейцам запрещали поселяться в городе за пределами европейского квартала, обнесенного стеной. Запрет был наложен даже на изучение европейцами китайского языка. Через тридцать лет подданным империи было запрещено заселять острова у побережья. Тех, кто посмел ослушаться, насильно возвращали на материк, а их дома сжигали.