Нужно ответить на вопросы по . 1) назови плюсы и минусы того, что школьное обучение находилось под влиянием церкви. 2) назови отличия современной школьной программы от среднековой. сегодня те же самые или другие предметы? 3) почему первые университеты открывались в городах, а не при монастырях за их пределами? какие изменения в обществе могли являться причиной этого?
Ломоносов не был профессиональным историком. Его исторические работы должны были служить формированию национального самосознания, воспитанию патриотизма, экономической, политической независимости России, культурному росту народа. В то же время они свидетельствуют о профессиональном подходе к освещению русской истории. Его указания на принципы подбора источников, использование исторических методов исследования, концептуальные оценки исторического процесса, внимание к методологическим аспектам исследования, в частности, периодизации, позволяют говорить о Ломоносове-историке.
Основные исторические труды Ломоносова – «Древняя российская история от начала российского народа до кончины великого князя Ярослава Перваго или до 1054 года…» (1766); «Краткой Российской летописец с родословием» (1760); «Описание стрелецких бунтов и правления царевны Софии» (это сочинение почти дословно включил Вольтер в свою книгу «История Российской империи при Петре Великом» (1761). Описание исторических событий и их оценка содержатся также во многих других произведениях Ломоносова.
Исторические произведения Ломоносова – это исследования, основанные на широком использовании различных источников, отечественной и зарубежной литературы. Так в академическом отчете о работе над «Древней Российской историей…» он отмечал: «… читал для собрания материй к сочинению Российской истории Нестора, Законы Ярославли, большой Летописец, первый том работы Татищева, книги Крамера, Вейселя, Гелмонда, Арнольда и другие, из которых брал … выписки и примечания, всех числом 653 статьи…»; «читал российские академические летописи без записок, чтобы общее понятие иметь пространно о деяниях российских».
Ломоносов выступал против норманнской теории происхождения Российского государства. Он опроверг мнение ряда иностранных историков об отсталости древнерусского народа, сделав вывод: «Немало имеем свидетельств, что в России толь великой тьмы невежества не было, какую представляют многие внешние писатели». Ломоносов возвеличивал Петра I, раскрывал его заслуги в развитии промышленности России, торговли, в разработке недр земли, в создании регулярной армии и флота, распространении просвещения, преодолении отсталости страны.
Исторические работы Ломоносова переводились на немецкий, французский, английский языки.
Ломоносов ставил задачу создания национальных кадров историков. Высказывая в письме к И.И. Шувалову (1754) свои предложения об основании Московского университета, Ломоносов считал необходимым иметь на философском факультете профессора истории, профессора древностей и критики, а на юридическом – профессора «политики, который должен показыватьвзаимные поведения, союзы и поступки государств и государей между собою, как были в прешедшие веки и как состоят в нынешнее время».
В проект нового регламента Академии наук (1764) Ломоносов предложил внести специальный параграф о должности историографа с целью собирания исторических сведений о России и издания трудов по русской истории. Он подчеркивал, что этот историограф должен иметь доступ к государственным архивам, быть человеком «надежным и верным», не склонным в своих исторических сочинениях «ко шпынству и посмеянию».
Результаты многолетних путешествий получили выражение в аналитических обзорах об этническом составе, расселении, хозяйстве, культуре и вероисповедовании тюркских племен. Фольклорные изыскания ученого демонстрируют процесс осмысления Центральной Азии как особого культурного феномена. Именно Г. Н. Потанину принадлежит заслуга введения в широкий научный оборот многих образцов казахского устного народного творчества. Собранная уникальная коллекция историко-этнографического и фольклорного наследия сегодня нуждается в специальном углубленном изучении и прежде всего – в выявлении еще не опубликованных материалов.
Богатый фактологический материал и уникальные сведения о жизни, хозяйстве, социальной структуре казахского общества будут интересны как историкам-специалистам, так и самому широкому кругу читателей, интересующихся Отечества.