Образование многочисленного казачества стало одним из значительных явлений в истории русского общества XVI в. Отряды служилых казаков былисформированы прежде всего в южных городах, где они несли гарнизонную и сторожевую службу. Станицы вольных казаков располагались на дальних окраинах: на Дону, в Нижнем Поволжье, на Яике и Тереке. Служилый француз Яков Маржарет утверждал, что при Борисе Годунове вольные казаки по своей численности почти вдвое превосходили служилых. «Из казаков, которые владеют землями и не покидают гарнизоны, — писал Маржарет, — наберется от 5 тыс. до 6 тыс. владеющих оружием, тогда как на Волге, на Дону, на Днепре и других реках находится от 8 тыс. до 10 тыс. настоящих казаков, которых царь может использовать и на войне». Говоря о казаках с Днепра, Маржарет имел в виду не запорожцев, а севрюков — население с Левобережья Днепра. Запорожцев в России называли черкасами. По словам Маржарета, царь мог набрать на службу Черкасов «от трех до четырех тысяч»1. Таким образом, общая численность вольных казаков от Днепра до Яика (вместе с украинцами) доходила до 11 —14 тыс. К концу XVI в. в развитии вольного казачества обозначились новые черты. Отдельные отряды (станицы) стали объединяться в более крупные отряды, которыми управляли круг и выборные атаманы. Процесс консолидации казачьего войска протекал наиболее активно на Дону, но и тут он не завершился к началу «Смуты». В конце XVI в. в крупнейших экспедициях донских и волжских казаков участвовали отряды, численность которых не превышала 500—600 человек. В ином положении находились служилые казаки. В 1604 г. Разрядный приказ вызвал из городов и сконцентрировал на границе 2456 служилых казаков3. Без учета факта известной разобщенности вольных казаков невозможно верно оценить их роль в гражданской войне.
Рост городов и образование централизованных государств в Западной Европе подъему культуры. Главной ее особенностью являлся синтез самобытной культуры, античного наследия и христианства. При этом особое значение имела христианизация средневекового общества, что обусловило новые веяния в развитии науки и техники, а также в искусстве. В горном деле и ремесле стали применять водяной двигатель. Важные улучшения произошли в плавке и обработке металлов. Получили развитие мореплавание и кораблестроение. Быстро стала расти грамотность населения. В XV в. в Европе было изобретено книгопечатание. В период классического Средневековья в Западной Еропе появились университеты, где обычно было три факультета: богословский, юридический и медицинский. Первые университеты были открыты в конце XII –начале XIIIвв. В Париже, Оксфорде, Кэмбридже. В XVв. в Европе было уже 60 университетов. В искусстве Средневековья господствовали, сменяя друг друга два стиля- романский и готический. Сами эти термины – условны.
Европе подъему культуры. Главной ее особенностью являлся
синтез самобытной культуры, античного наследия и христианства. При этом
особое значение имела христианизация средневекового общества, что
обусловило новые веяния в развитии науки и техники, а также в искусстве. В
горном деле и ремесле стали применять водяной двигатель. Важные улучшения
произошли в плавке и обработке металлов. Получили развитие мореплавание и
кораблестроение. Быстро стала расти грамотность населения. В XV в. в Европе
было изобретено книгопечатание.
В период классического Средневековья в Западной Еропе появились
университеты, где обычно было три факультета: богословский, юридический и
медицинский. Первые университеты были открыты в конце XII –начале XIIIвв. В
Париже, Оксфорде, Кэмбридже. В XVв. в Европе было уже 60 университетов.
В искусстве Средневековья господствовали, сменяя друг друга два стиля-
романский и готический. Сами эти термины – условны.