В первой половине XVII в. местом подобных замыслов стала Центральная Европа, страны которой с 1618 г. были втянуты в затяжную войну. Ареной конфликта оказались германские земли, а поводом к нему послужили религиозные разногласия. Габсбурги, императоры Германии, правили одновременно в Испании и Австрии. Из австрийских Габсбургов выбирали императоров Священной Римской империи германской нации, возникшей в X в.
Габсбурги выступали главными защитниками католицизма. Чехия (Богемия) была наиболее экономически развитой частью их владений. Но в ее землях жило много протестантов. И они попытались пригласить себе короля из числа протестантских немецких князей. Это привело к вооруженному конфликту, который вылился в Тридцатилетнюю войну (1618–1648).
Тоталитари́зм (от лат. totalis «весь, целый, полный» ← totalitas «цельность, полнота»[1][2]) — политический режим, подразумевающий абсолютный (тотальный) контроль государства над всеми аспектами общественной и частной жизни.
Тоталитаризм в политологии — форма отношения общества и власти, при которой политическая власть стремится к полному (тотальному) контролю людей и общества, ставя задачу полностью контролировать все аспекты человеческой жизни[3][4]. Проявления оппозиции в любой форме пресекаются или подавляются государством.
Понятие «тоталитарное государство» (итал. stato totalitario) появилось в начале 1920-х для характеристики режима Бенито Муссолини. Тоталитарному государству были свойственны неограниченные полномочия власти, ликвидация конституционных прав и свобод, репрессии в отношении инакомыслящих, милитаризация общественной жизни[5]. Правоведы итальянского фашизма и немецкого нацизма использовали термин в положительном ключе, а их критики — в отрицательном[6]. В послевоенные годы попытки объединить сталинизм и фашизм под вывеской тоталитаризма предпринимались как в научных исследованиях, так и в антикоммунистической пропаганде[7]. Вместе с тем, представители Франкфуртской школы стремились показать, что в тоталитарную систему превратился современный капитализм.
В художественной литературе классиками изображения тоталитарного общества являются английские писатели О. Хаксли и Дж. Оруэлл; ранее образ тоталитарного общества создал Е. Замятин в романе «Мы» (опубликован в 1920 году).
В первой половине XVII в. местом подобных замыслов стала Центральная Европа, страны которой с 1618 г. были втянуты в затяжную войну. Ареной конфликта оказались германские земли, а поводом к нему послужили религиозные разногласия. Габсбурги, императоры Германии, правили одновременно в Испании и Австрии. Из австрийских Габсбургов выбирали императоров Священной Римской империи германской нации, возникшей в X в.
Габсбурги выступали главными защитниками католицизма. Чехия (Богемия) была наиболее экономически развитой частью их владений. Но в ее землях жило много протестантов. И они попытались пригласить себе короля из числа протестантских немецких князей. Это привело к вооруженному конфликту, который вылился в Тридцатилетнюю войну (1618–1648).
Тоталитари́зм (от лат. totalis «весь, целый, полный» ← totalitas «цельность, полнота»[1][2]) — политический режим, подразумевающий абсолютный (тотальный) контроль государства над всеми аспектами общественной и частной жизни.
Тоталитаризм в политологии — форма отношения общества и власти, при которой политическая власть стремится к полному (тотальному) контролю людей и общества, ставя задачу полностью контролировать все аспекты человеческой жизни[3][4]. Проявления оппозиции в любой форме пресекаются или подавляются государством.
Понятие «тоталитарное государство» (итал. stato totalitario) появилось в начале 1920-х для характеристики режима Бенито Муссолини. Тоталитарному государству были свойственны неограниченные полномочия власти, ликвидация конституционных прав и свобод, репрессии в отношении инакомыслящих, милитаризация общественной жизни[5]. Правоведы итальянского фашизма и немецкого нацизма использовали термин в положительном ключе, а их критики — в отрицательном[6]. В послевоенные годы попытки объединить сталинизм и фашизм под вывеской тоталитаризма предпринимались как в научных исследованиях, так и в антикоммунистической пропаганде[7]. Вместе с тем, представители Франкфуртской школы стремились показать, что в тоталитарную систему превратился современный капитализм.
В художественной литературе классиками изображения тоталитарного общества являются английские писатели О. Хаксли и Дж. Оруэлл; ранее образ тоталитарного общества создал Е. Замятин в романе «Мы» (опубликован в 1920 году).