1) Летоисчисление у кыргызов как и у всех тюркско монгольских народов было основано на двенадцатилетнем солнечном календаре каждый год имеет название животного .Каждый цикл назывался мючел и начинался с года мыши .Возраст также определялся мючелами .Также год делили на двенадцать месяцев . Названия месяцев соотнесены с наименованиями Козерогов и оленей а также нечестными порядковыми числами от 1 до 9. По мусульманскому обычаю кыргызы делили на семь дней .
2) Названия месяцев по животным свидетельствуют о сохранении у киргизов остатков древнего фенологического календаря, а названия по числам — остатков не менее древнего исчисления по Плеядам (когда нарождающийся месяц виден одновременно с Плеядами).
3) Мючел - это цикл из 12 лет .Мючел начинался годом мыши
История изучения тюркоязычных народов Центральной Азии средневековья привлекает внимание отечественных и зарубежных исследований уже более полутора сотен лет. Среди рассматриваемых проблем в тюркологии далеко не последнее место занимают реконструкции мировоззренческих представлений номадов. Данная тематика изучалась даже в драматичный для отечественной науки период, связанный с репрессиями 30-40-х гг. XX в., Великой Отечественной войной, господством одной методологической парадигмы (исторический материализм), подкрепленный идеологией. Между тем даже в такой обстановке шло накопление археологических, письменных и этнографических источников, вырабатывались принципы их анализа и интерпретации. Все это позволило ученым установить ряд конкретных особенностей религиозных верований и обрядов тюркоязычных кочевников, отметить определенное влияние мировых религий (манихейства, буддизма) на их мировоззрение. В целом же вторую половину 1930-х первую половину 1960-х гг. можно рассматривать как продолжение периода накопления источников и попытки представить более или менее целостную картину духовной жизни кочевников, однако, в ограниченных методологических и идеологических рамках.
1) Летоисчисление у кыргызов как и у всех тюркско монгольских народов было основано на двенадцатилетнем солнечном календаре каждый год имеет название животного .Каждый цикл назывался мючел и начинался с года мыши .Возраст также определялся мючелами .Также год делили на двенадцать месяцев . Названия месяцев соотнесены с наименованиями Козерогов и оленей а также нечестными порядковыми числами от 1 до 9. По мусульманскому обычаю кыргызы делили на семь дней .
2) Названия месяцев по животным свидетельствуют о сохранении у киргизов остатков древнего фенологического календаря, а названия по числам — остатков не менее древнего исчисления по Плеядам (когда нарождающийся месяц виден одновременно с Плеядами).
3) Мючел - это цикл из 12 лет .Мючел начинался годом мыши
История изучения тюркоязычных народов Центральной Азии средневековья привлекает внимание отечественных и зарубежных исследований уже более полутора сотен лет. Среди рассматриваемых проблем в тюркологии далеко не последнее место занимают реконструкции мировоззренческих представлений номадов. Данная тематика изучалась даже в драматичный для отечественной науки период, связанный с репрессиями 30-40-х гг. XX в., Великой Отечественной войной, господством одной методологической парадигмы (исторический материализм), подкрепленный идеологией. Между тем даже в такой обстановке шло накопление археологических, письменных и этнографических источников, вырабатывались принципы их анализа и интерпретации. Все это позволило ученым установить ряд конкретных особенностей религиозных верований и обрядов тюркоязычных кочевников, отметить определенное влияние мировых религий (манихейства, буддизма) на их мировоззрение. В целом же вторую половину 1930-х первую половину 1960-х гг. можно рассматривать как продолжение периода накопления источников и попытки представить более или менее целостную картину духовной жизни кочевников, однако, в ограниченных методологических и идеологических рамках.