2) Синьхайская революция, буржуазная революция 1911—13 в Китае, приведшая к свержению маньчжурской династии Цин и провозглашению Китайской республики; началась в год «синьхай» по старому кит. календарю (отсюда название). Была вызвана исторической необходимостью уничтожить гнёт иноземной маньчжурской монархии, консервировавшей феодальные порядки в политической и общественно-экономической жизни страны, а также засилье иностранного империализма. Её движущими силами были национальная буржуазия, городская мелкая буржуазия, крестьянство, рабочие, либеральные помещики. Большую роль в её подготовке сыграла деятельность революционной организации Тунмэнхой. Началом С. р. явилось победоносное восстание войск 10 октября 1911 в г. Учан (см. Учанское восстание). К концу ноября 1911 в 15 провинциях Южного, Центрального и Северного Китая было свергнуто господство маньчжурской монархии. В результате экономической слабости и политической незрелости революционного крыла буржуазии к власти во многих провинциях пришли представители либеральной буржуазии и либеральных помещиков. Оказавшись в трудном положении, маньчжурский двор по совету китайской феодальной реакции и американско-английской дипломатии призвал к власти крупного китайского феодала, создателя реакционной бэйянской (северной) армии — генерала Юань Ши-кая, назначив его 2 ноября 1911 премьер-министром и главкомом действующей армии. Юань Ши-кай стал проводить политику лавирования между Цинской династией и революционерами в интересах китайской феодально-компрадорской реакции и международный империализма. Руководители республиканского лагеря пошли на переговоры с правительством Юань Ши-кая (официально начались в Шанхае 18 декабря 1911). 26 декабря 1911 из эмиграции на родину вернулся главный руководитель Тунмэнхоя Сунь Ят-сен. 29 декабря собрание делегатов от восставших провинций (в Нанкине) избрало его временным президентом Китайской республики (вступил в должность 1 января 1912). Империалистические державы не признали Нанкинского правительства, отказали ему в передаче причитающихся денежных отчислений из контролируемых ими кит. морских таможен, грозили прямой вооруженной интервенцией. Соглашательское большинство деятелей революционного лагеря требовало от Сунь Ят-сена передачи поста президента Юань Ши-каю. Пролетариат не играл самостоятельной политической роли, в стране отсутствовало активное крестьянское движение. 12 февраля 1912 маньчжурский император отрекся от престола, а 13 февраля 1912 Сунь Ят-сен под давлением внешней и внутренней контрреволюции вынужден был заявить о своей отставке (ушёл с поста 1 апреля 1912). 15 февраля 1912 Нанкинское собрание делегатов избрало Юань Ши-кая временным президентом.
Опираясь на международный империализма и кит. реакции, используя поддержку либеральных кругов и слабость буржуазной демократии, Юань Ши-кай начал готовиться к установлению единоличной военной диктатуры. Ставка Тунмэнхоя и его преемника — партии гоминьдан (создана в августе 1912), не имевшей опоры в широких народный массах, на буржуазно-демократическую временную конституцию (принята Нанкинским собранием 10 марта 1912) как на одно из основных средств предотвращения военной диктатуры не могла революцию от поражения. В конце марта 1913 по тайному приказу Юань Ши-кая был убит гоминьдановский кандидат в премьер-министры — Сун Цзяо-жэнь. 27 апреля 1913, вопреки воле парламента, юаньшикаевское правительство для укрепления своего финансового положения подписало с империалистическим банковским консорциумом соглашение о займе в 25 млн. ф. ст. Это явилось началом открытого государственного переворота. Сунь Ят-сен призвал народ к антиюаньшикаевскому восстанию (см. «Вторая революция»), но оно в августе 1913 было подавлено бэйянскими войсками. В стране установилась диктатура Юань Ши-кая.
Ведущую роль в формировании личности юного римлянина играло домашнее обучение и воспитание. В т. н. эпоху царей (VIII - VI вв. до н. э.) уже сложились крепкие традиции семьи-дома как ячейки общества и воспитания. Здесь дети получали религиозное воспитание, при этом отец выполнял обязанности жреца. Семье древних римлян покровительствовало множество!богов: Юнона почиталась как хранительница брака и любви, двуликий Янус охранял двери дома и т д. Отец был в семье неограниченным властелином. Он был вправе даже продать своих детей в рабство. Мать пользовалась куда меньшими правами, чем отец, но играла в воспитании почетную роль. Девочки и девушки находились под неусыпным надзором матери вплоть до замужества. Мальчики до 16-летнего возраста под наблюдением отца изучали домашнюю и полевые работы, осваивали искусство владения оружием. Все это время им полагалось носить длинные волосы. Атмосфера в семье часто была далеко не идиллической. Нередко матери поверяли дочерям свои тайные увлечения и измены. На глазах детей отцы творили жестокую расправу над рабами, участвовали в непристойных попойках. На протяжении всей римской истории семейное воспитание играло большую или меньшую роль, но семья всегда была ответственна за нравственное, гражданское становление юных римлян. В период расцвета Римской империи семья заметно уступила свои позиции государственной системе образования. Зато на закате римской цивилизации домашнее воспитание вновь становится ведущим в подготовке подрастающего поколения. "Вся наука из родного дома" - так писал об образовательной роли семьи епископ Сидоний (V в. н. э.). Как утверждает римский историк Ливии, первые попытки создать учебные заведения относятся к 449 г. до н. э. Занятия проводили частные лица в форуме - месте общественных сборищ римлян. К III в. до н. э. появляется профессия наставника. Его роль выполняли рабы. Рабыни-няньки следили за детьми до 4 —5 лет. Рабы-педагоги обучали мальчиков чтению, письму и счету. Рабынь-нянек и педагогов содержали состоятельные граждане. Остальные римляне посылали детей учиться в форум. Ремесло педагога считалось в римском обществе для свободных граждан унизительным.
2) Синьхайская революция, буржуазная революция 1911—13 в Китае, приведшая к свержению маньчжурской династии Цин и провозглашению Китайской республики; началась в год «синьхай» по старому кит. календарю (отсюда название). Была вызвана исторической необходимостью уничтожить гнёт иноземной маньчжурской монархии, консервировавшей феодальные порядки в политической и общественно-экономической жизни страны, а также засилье иностранного империализма. Её движущими силами были национальная буржуазия, городская мелкая буржуазия, крестьянство, рабочие, либеральные помещики. Большую роль в её подготовке сыграла деятельность революционной организации Тунмэнхой. Началом С. р. явилось победоносное восстание войск 10 октября 1911 в г. Учан (см. Учанское восстание). К концу ноября 1911 в 15 провинциях Южного, Центрального и Северного Китая было свергнуто господство маньчжурской монархии. В результате экономической слабости и политической незрелости революционного крыла буржуазии к власти во многих провинциях пришли представители либеральной буржуазии и либеральных помещиков. Оказавшись в трудном положении, маньчжурский двор по совету китайской феодальной реакции и американско-английской дипломатии призвал к власти крупного китайского феодала, создателя реакционной бэйянской (северной) армии — генерала Юань Ши-кая, назначив его 2 ноября 1911 премьер-министром и главкомом действующей армии. Юань Ши-кай стал проводить политику лавирования между Цинской династией и революционерами в интересах китайской феодально-компрадорской реакции и международный империализма. Руководители республиканского лагеря пошли на переговоры с правительством Юань Ши-кая (официально начались в Шанхае 18 декабря 1911). 26 декабря 1911 из эмиграции на родину вернулся главный руководитель Тунмэнхоя Сунь Ят-сен. 29 декабря собрание делегатов от восставших провинций (в Нанкине) избрало его временным президентом Китайской республики (вступил в должность 1 января 1912). Империалистические державы не признали Нанкинского правительства, отказали ему в передаче причитающихся денежных отчислений из контролируемых ими кит. морских таможен, грозили прямой вооруженной интервенцией. Соглашательское большинство деятелей революционного лагеря требовало от Сунь Ят-сена передачи поста президента Юань Ши-каю. Пролетариат не играл самостоятельной политической роли, в стране отсутствовало активное крестьянское движение. 12 февраля 1912 маньчжурский император отрекся от престола, а 13 февраля 1912 Сунь Ят-сен под давлением внешней и внутренней контрреволюции вынужден был заявить о своей отставке (ушёл с поста 1 апреля 1912). 15 февраля 1912 Нанкинское собрание делегатов избрало Юань Ши-кая временным президентом.
Опираясь на международный империализма и кит. реакции, используя поддержку либеральных кругов и слабость буржуазной демократии, Юань Ши-кай начал готовиться к установлению единоличной военной диктатуры. Ставка Тунмэнхоя и его преемника — партии гоминьдан (создана в августе 1912), не имевшей опоры в широких народный массах, на буржуазно-демократическую временную конституцию (принята Нанкинским собранием 10 марта 1912) как на одно из основных средств предотвращения военной диктатуры не могла революцию от поражения. В конце марта 1913 по тайному приказу Юань Ши-кая был убит гоминьдановский кандидат в премьер-министры — Сун Цзяо-жэнь. 27 апреля 1913, вопреки воле парламента, юаньшикаевское правительство для укрепления своего финансового положения подписало с империалистическим банковским консорциумом соглашение о займе в 25 млн. ф. ст. Это явилось началом открытого государственного переворота. Сунь Ят-сен призвал народ к антиюаньшикаевскому восстанию (см. «Вторая революция»), но оно в августе 1913 было подавлено бэйянскими войсками. В стране установилась диктатура Юань Ши-кая.
Здесь дети получали религиозное воспитание, при этом отец выполнял обязанности жреца. Семье древних римлян покровительствовало множество!богов: Юнона почиталась как хранительница брака и любви, двуликий Янус охранял двери дома
и т д. Отец был в семье неограниченным властелином. Он был вправе даже продать своих детей в рабство. Мать пользовалась куда меньшими правами, чем отец, но играла в воспитании почетную роль. Девочки и девушки находились под неусыпным надзором матери вплоть до замужества. Мальчики до 16-летнего возраста под наблюдением отца изучали домашнюю и полевые работы, осваивали искусство владения оружием. Все это время им полагалось носить длинные волосы.
Атмосфера в семье часто была далеко не идиллической. Нередко матери поверяли дочерям свои тайные увлечения и измены. На глазах детей отцы творили жестокую расправу над рабами, участвовали в непристойных попойках.
На протяжении всей римской истории семейное воспитание играло большую или меньшую роль, но семья всегда была ответственна за нравственное, гражданское становление юных римлян. В период расцвета Римской империи семья заметно уступила свои позиции государственной системе образования. Зато на закате римской цивилизации домашнее воспитание вновь становится ведущим в подготовке подрастающего поколения. "Вся наука из родного дома" - так писал об образовательной роли семьи епископ Сидоний (V в. н. э.).
Как утверждает римский историк Ливии, первые попытки создать учебные заведения относятся к 449 г. до н. э. Занятия проводили частные лица в форуме - месте общественных сборищ римлян. К III в. до н. э. появляется профессия наставника. Его роль выполняли рабы. Рабыни-няньки следили за детьми до 4 —5 лет. Рабы-педагоги обучали мальчиков чтению, письму и счету. Рабынь-нянек и педагогов содержали состоятельные граждане. Остальные римляне посылали детей учиться в форум. Ремесло педагога считалось в римском обществе для свободных граждан унизительным.