§ 1. Характерные черты экономического развития Германии в XVI – первой половине XIX века
§ 1. Характерные черты экономического развития Германии в XVI – первой половине XIX века
Экономика Германии в период Позднего Средневековья. Зарождение рыночной экономики в Германии происходило гораздо позже, чем в Англии или Франции, где в XV–XVI веках началось разложение феодализма в аграрном секторе и цехового строя в ремесленном производстве. В Германии до начала XIX века существовали крепостнические порядки и строгая цеховая регламентация.
В XVI–XVIII веках, когда во многих европейских странах имелась крепкая централизованная власть, Германии как целого государства не существовало, поскольку она не могла преодолеть феодальную раздробленность. На ее территории находились многочисленные крупные и мелкие королевства, княжества, герцогства, курфюршества, маркграфства, которые лишь формально, на правах вассалов императора, входили в состав «Священной Римской империи германской нации» и не только политически, но и экономически почти не были связаны между собой. Наиболее крупными княжествами были Бавария, Баден, Австрия, Саксония, Кургессен, Гессен-Дармштадт, Вюртемберг, Пруссия, Мекленбург, Бранденбург. Но даже они занимали площадь в среднем не более нескольких сотен квадратных километров.
В данный период германские государства экономически были слабо развиты. Для этого имелось несколько причин, одна из которых связана с Великими географическими открытиями. Во-первых, когда основные торговые пути переместились на Атлантический океан, начался упадок городов Северной Италии, с которыми была тесно связана экономика южногерманских городов. Во-вторых, к концу XVI века Ганзейский союз потерял свои многочисленные филиалы (подворья) в России, Англии, Скандинавии. В составе Ганзы к тому времени оставалось лишь три города – Гамбург, Бремен и Любек, которые в полной мере ощутили потери от сокращения объемов внешней торговли в Северной Европе.
В-третьих, из-за своей раздробленности Германия не смогла участвовать в завоевании заморских территорий (см. гл. 3, § 4), поэтому у нее не оказалось такого важного источника первоначального накопления капитала, как грабеж колоний, которым эффективно воспользовались Англия, Голландия и другие европейские страны.
Ухудшение внутренней и внешней экономической ситуации привело к росту социальной напряженности среди немецких крестьян, которая переросла в крестьянскую войну (1524–1525 гг.), охватившую значительную часть Германии. Антифеодальные выступления проходили под знаменем Реформации [72] . У восставших было несколько программ, в том числе программа «12 статей», выдвинутая швабско-шварцвальдскими крестьянами. Они требовали ликвидации «малой церковной десятины», упорядочения взимания феодалами «зерновой десятины», отмены или ограничения феодальных повинностей (барщины, оброка, штрафов), возврата общинникам лесных и водных угодий, предоставления права в них охотиться и ловить рыбу и т. д. Более умеренной была «Гейльброннская программа» крестьян Франконии, но и они требовали освобождения, хотя бы за выкуп.
Несмотря на огромный размах крестьянской войны, восставшие потерпели поражение, что привело к дальнейшему усилению зависимости крестьян – к так называемому второму изданию крепостничества. На севере и востоке страны увеличилась барщина, вновь начала расширяться господская запашка, хотя на юге и западе еще сохранялась оброчная система.
Усиление крепостничества стало еще более заметным после Тридцатилетней войны [73] , в которой Германия пострадала больше всех. В результате военных действий, голода, эпидемий, массовой эмиграции в некоторых регионах население сократилось на 60–70 %. Погибло огромное количество скота, пахотные земли превратились в пустыри. Экономика в целом была разрушена. Все это сказалось прежде всего на положении крестьян, которые были вынуждены искать защиты у феодалов. В стране вновь, как и в XIII веке, почти не осталось свободных крестьян. По законам того времени крестьяне навечно закреплялись за феодалами.
Феодалы присоединяли к своим владениям земли деревень, опустевших после Тридцатилетней войны. Для обработки этих земель приглашались колонисты на условиях временного держания. Считалось, что им принадлежит лишь урожай, а дом, скот, земля – помещику. Таких крестьян помещики могли в любой момент согнать с наделов без всякого основания, несмотря на строгие запреты со стороны королевской власти.
Внешне это напоминало огораживания, проводившиеся в Англии. Но если там в результате огораживаний создавались условия для развития рыночных отношений, то в Германии этот процесс приводил к увеличению барской запашки и усилению крепостничества. Обезземеленные крестьяне переводились в разряд дворовых и должны были работать бесплатно, получая от помещиков лишь пропитание...
Русский народный фольклор очень богат и разнообразен своей историей, культурой и традициями, которые нашли свое отражение в песнях, былинах и сказаниях. Былины, слагаемые простым народом, отличались красотой и правдоподобностью своего повествования, с наличием небольшого художественного вымысла, что придавало им еще большую самобытность, присущую древнерусской эпохе. В центре былин всегда находится положительный персонаж - богатырь, воплотивший в себе непобедимую силу и безграничную любовь к матушке-Руси, народного заступника. Конечно, образ богатыря является собирательным. Народ создал образ богатыря, возложив на него свои надежды и чаяния, чтобы показать следующим поколениям и воспитать идеологию о непобедимости Руси перед вражеской силой.

Главными качествами русских богатырей были - воинская доблесть и старания по защите родной земли. Достоинства богатырей испытываются в сражении, в неравном бою, с чем связана композиция былины, красочно насыщенная преувеличениями.
Кто же были эти полубоги, наделенные нечеловеческой силой?
Самым популярным в древней Руси является персонаж Ильи Муромца. Этот персонаж вобрал в себя все черты присущие мифологическим героям - чудесное исцеление и приобретение нечеловеческой силы. Илья выходец из простой крестьянской семьи, с детства прикованный к кровати, пока не являются калики перехожие и чудесным образом исцеляют его. С этого эпизода берет свое начало богатырская жизнь Ильи Муромца, подвиги которого нашли художественное отражение в былинах и сказаниях.
Другим, не менее важным героем является Добрыня Никитич, живший в одну эпоху с Ильей Муромцем. Воспевание неодолимой силы и мужества русского богатыря начинается с поединка со змеем Горынычем. В повествовании о Добрыне Никитиче присутствуют не только фантастические рассказы, он так же предстает как мудрый и храбрый воин, выполняющий все поручения Ильи Муромца. Добрыня стал эталоном воина эпохи Киевской Руси.
Третьим известным богатырем является - Алеша Попович, который часто представлен молодым, храбрым, смекалистым и хитрым воином.
Одним из самых таинственных образов русских былин является Святогор, имеющий силу, превосходящую великих богатырей древней Руси. Персонаж Святогора был взят из древней мифологии, который вобрал в себя представления о великих горных великанах, воплощавших величие и невозмутимость гор. Былины о Святогоре - это трагические рассказы о том, как могучий великан погибает не в бою за правое дело, а в споре с какой-то неведомой, непреодолимой силой.
Не менее таинственным богатырем в русском эпосе является Волх Всеславьевич, который был рожден от фантастического змея. Волх считается колдуном и жрецом языческих богов. Волх является героем "Слова о полку Игореве". Несмотря на свою известность, персонаж Волха не был историческим лицом, а всего лишь плод художественного вымысла народа.
В отличие от Волха, Дунай Иванович является персонажем с реально-исторической основой. Повествование о Дунае начинается со схватки с Добрыней Никитичем. Дунай входит в состав Киевского богатырства.
Так же увлекательно повествование о Дунае и богатырки Настасьи. На собственной свадьбе, вследствие безумного спора Дунай убивает Настасью, промахнувшись при стрельбе из лука. Не вынеся горя утраты, Дунай убивает себя.
Русские богатыри играют огромную роль в русской истории. Былины повествуют о тех славных мужах, которые становили Русь, оберегали и защищали русский народ от вторжения силы вражеской. Русские богатыри в былинах воплощали идею воссоединения славян, непобедимости и нерушимости древнерусского государства перед внешними врагами, являясь образцом подражания в патриотизме и мужестве будущим поколениям.
§ 1. Характерные черты экономического развития Германии в XVI – первой половине XIX века
§ 1. Характерные черты экономического развития Германии в XVI – первой половине XIX века
Экономика Германии в период Позднего Средневековья. Зарождение рыночной экономики в Германии происходило гораздо позже, чем в Англии или Франции, где в XV–XVI веках началось разложение феодализма в аграрном секторе и цехового строя в ремесленном производстве. В Германии до начала XIX века существовали крепостнические порядки и строгая цеховая регламентация.
В XVI–XVIII веках, когда во многих европейских странах имелась крепкая централизованная власть, Германии как целого государства не существовало, поскольку она не могла преодолеть феодальную раздробленность. На ее территории находились многочисленные крупные и мелкие королевства, княжества, герцогства, курфюршества, маркграфства, которые лишь формально, на правах вассалов императора, входили в состав «Священной Римской империи германской нации» и не только политически, но и экономически почти не были связаны между собой. Наиболее крупными княжествами были Бавария, Баден, Австрия, Саксония, Кургессен, Гессен-Дармштадт, Вюртемберг, Пруссия, Мекленбург, Бранденбург. Но даже они занимали площадь в среднем не более нескольких сотен квадратных километров.
В данный период германские государства экономически были слабо развиты. Для этого имелось несколько причин, одна из которых связана с Великими географическими открытиями. Во-первых, когда основные торговые пути переместились на Атлантический океан, начался упадок городов Северной Италии, с которыми была тесно связана экономика южногерманских городов. Во-вторых, к концу XVI века Ганзейский союз потерял свои многочисленные филиалы (подворья) в России, Англии, Скандинавии. В составе Ганзы к тому времени оставалось лишь три города – Гамбург, Бремен и Любек, которые в полной мере ощутили потери от сокращения объемов внешней торговли в Северной Европе.
В-третьих, из-за своей раздробленности Германия не смогла участвовать в завоевании заморских территорий (см. гл. 3, § 4), поэтому у нее не оказалось такого важного источника первоначального накопления капитала, как грабеж колоний, которым эффективно воспользовались Англия, Голландия и другие европейские страны.
Ухудшение внутренней и внешней экономической ситуации привело к росту социальной напряженности среди немецких крестьян, которая переросла в крестьянскую войну (1524–1525 гг.), охватившую значительную часть Германии. Антифеодальные выступления проходили под знаменем Реформации [72] . У восставших было несколько программ, в том числе программа «12 статей», выдвинутая швабско-шварцвальдскими крестьянами. Они требовали ликвидации «малой церковной десятины», упорядочения взимания феодалами «зерновой десятины», отмены или ограничения феодальных повинностей (барщины, оброка, штрафов), возврата общинникам лесных и водных угодий, предоставления права в них охотиться и ловить рыбу и т. д. Более умеренной была «Гейльброннская программа» крестьян Франконии, но и они требовали освобождения, хотя бы за выкуп.
Несмотря на огромный размах крестьянской войны, восставшие потерпели поражение, что привело к дальнейшему усилению зависимости крестьян – к так называемому второму изданию крепостничества. На севере и востоке страны увеличилась барщина, вновь начала расширяться господская запашка, хотя на юге и западе еще сохранялась оброчная система.
Усиление крепостничества стало еще более заметным после Тридцатилетней войны [73] , в которой Германия пострадала больше всех. В результате военных действий, голода, эпидемий, массовой эмиграции в некоторых регионах население сократилось на 60–70 %. Погибло огромное количество скота, пахотные земли превратились в пустыри. Экономика в целом была разрушена. Все это сказалось прежде всего на положении крестьян, которые были вынуждены искать защиты у феодалов. В стране вновь, как и в XIII веке, почти не осталось свободных крестьян. По законам того времени крестьяне навечно закреплялись за феодалами.
Феодалы присоединяли к своим владениям земли деревень, опустевших после Тридцатилетней войны. Для обработки этих земель приглашались колонисты на условиях временного держания. Считалось, что им принадлежит лишь урожай, а дом, скот, земля – помещику. Таких крестьян помещики могли в любой момент согнать с наделов без всякого основания, несмотря на строгие запреты со стороны королевской власти.
Внешне это напоминало огораживания, проводившиеся в Англии. Но если там в результате огораживаний создавались условия для развития рыночных отношений, то в Германии этот процесс приводил к увеличению барской запашки и усилению крепостничества. Обезземеленные крестьяне переводились в разряд дворовых и должны были работать бесплатно, получая от помещиков лишь пропитание...
Объяснение:
ты понял..

Главными качествами русских богатырей были - воинская доблесть и старания по защите родной земли. Достоинства богатырей испытываются в сражении, в неравном бою, с чем связана композиция былины, красочно насыщенная преувеличениями.
Кто же были эти полубоги, наделенные нечеловеческой силой?
Самым популярным в древней Руси является персонаж Ильи Муромца. Этот персонаж вобрал в себя все черты присущие мифологическим героям - чудесное исцеление и приобретение нечеловеческой силы. Илья выходец из простой крестьянской семьи, с детства прикованный к кровати, пока не являются калики перехожие и чудесным образом исцеляют его. С этого эпизода берет свое начало богатырская жизнь Ильи Муромца, подвиги которого нашли художественное отражение в былинах и сказаниях.
Другим, не менее важным героем является Добрыня Никитич, живший в одну эпоху с Ильей Муромцем. Воспевание неодолимой силы и мужества русского богатыря начинается с поединка со змеем Горынычем. В повествовании о Добрыне Никитиче присутствуют не только фантастические рассказы, он так же предстает как мудрый и храбрый воин, выполняющий все поручения Ильи Муромца. Добрыня стал эталоном воина эпохи Киевской Руси.
Третьим известным богатырем является - Алеша Попович, который часто представлен молодым, храбрым, смекалистым и хитрым воином.
Одним из самых таинственных образов русских былин является Святогор, имеющий силу, превосходящую великих богатырей древней Руси. Персонаж Святогора был взят из древней мифологии, который вобрал в себя представления о великих горных великанах, воплощавших величие и невозмутимость гор. Былины о Святогоре - это трагические рассказы о том, как могучий великан погибает не в бою за правое дело, а в споре с какой-то неведомой, непреодолимой силой.
Не менее таинственным богатырем в русском эпосе является Волх Всеславьевич, который был рожден от фантастического змея. Волх считается колдуном и жрецом языческих богов. Волх является героем "Слова о полку Игореве". Несмотря на свою известность, персонаж Волха не был историческим лицом, а всего лишь плод художественного вымысла народа.
В отличие от Волха, Дунай Иванович является персонажем с реально-исторической основой. Повествование о Дунае начинается со схватки с Добрыней Никитичем. Дунай входит в состав Киевского богатырства.
Так же увлекательно повествование о Дунае и богатырки Настасьи. На собственной свадьбе, вследствие безумного спора Дунай убивает Настасью, промахнувшись при стрельбе из лука. Не вынеся горя утраты, Дунай убивает себя.
Русские богатыри играют огромную роль в русской истории. Былины повествуют о тех славных мужах, которые становили Русь, оберегали и защищали русский народ от вторжения силы вражеской. Русские богатыри в былинах воплощали идею воссоединения славян, непобедимости и нерушимости древнерусского государства перед внешними врагами, являясь образцом подражания в патриотизме и мужестве будущим поколениям.