Культура эпохи европейского просвещения (к ней близко и американское просвещение) имеет ряд отличительных черт. во-первых, для нее характерен деизм (учение о боге как творце вселенной, которая после ее создания подчинена естественному, закономерному ходу событий) . деизм как учение свободомыслия открывает возможность выступать против религиозного фанатизма и христианской церкви, за свободу совести и освобождение науки и философии от церковной опеки. представители деизма (вольтер и ж. -ж. руссо во франции, дж. локк и дж. толанд в , б. франклин и т. джефферсон в америке и многие другие просветители) иронически относились к присущим христианству откровению и преданию, оспаривали чудеса и противопоставляли вере разум. в эпоху просвещения христианская идея теряет свою силу, проявляется стремление освободить религию от церковного учения и слепой веры и вывести ее из естественного знания. во-вторых, апелляция просветителей к природе при отвержении христианской идеи к космополитизму. он выражался в осуждении всякого национализма и убеждении в равных возможностях каждой нации. вместе с тем распространение космополитизма вызвало падение чувства патриотизма, что наиболее ярко видно на примет франции. в. впоследствии патриотизм утратил свое значение в государственной жизни, так что «с самого начала французская революция отличалась космополитизмом, ее трудно назвать собственно французской.. тогда идеалом считаются скорее абстрактный «человек» , но отнюдь неродина» (э. фагэ) . в-третьих, культуре эпохи просвещения присуща так называемая «научность» . разумеется, определенный «научный дух» проявлялся, и в xvii столетии, но тогда под ним понимали прогресс в области , и теологических исследований. это оказалось возможным только бескорыстной любви к чисто интеллектуальным знания, примером которой служат гениальные творения паскаля и декарта. расцвет мало- способствовал развитию естественных наук. поэтому к началу xviii в. естествознание, освободившись от перипатетизма, переживало своеобразное возрождениеученых. наиболее характерной чертой ученых середины xiii в. , по сравнению с предшествующими им научными поколениями было ясное убеждение в необходимости объяснять все явления природы исключительно естественными причинами. в-четвертых, с «научным духом» связана такая черта культуры эпохи просвещения, как рационализм (недаром просвещение называют веком разума) . сам термин «просвещение» , которым обозначился разрыве прошлым, входивший в намерения «философов» , на самом деле не обозначают разрыва, но обнаружил интересную мимикрию. здесь напрашивается сравнение евангелия от иоанна с подлинной сущностью просвещения. главные протагонисты естественной религии (деизма) хотели провозгласить новое евангелие, евангелие разума, сводившееся только к человеческому разуму. в свете этого понятно, почему борьба просветителей с религией выливалась в продолжение религиозных войн. именно из науки, особенно , по мнению ряда ученых (дж. кларк и др.) , рационализм перекочевал в мировоззренческие и политические системы