Полное окружение города фашистами было завершено 8 сентября 1941 года.
В осаждённом городе проживало более 3 миллионов человек. Город стал городом-фронтом.
В некоторых местах фронт проходил буквально у самой его черты. Город подвергался постоянным вражеским авианалётам, артиллерийским обстрелам. Рабочим на заводских окраинах приходилось бросать работу у станков и тут же браться за оружие, оборонять город. По улицам было опасно ходить, до сих пор в память о тех днях сохранены таблички: «Эта часть улицы особенно опасна во время артобстрела!». Цель гитлеровцев была – снести город с лица земли, и они окружили его со всех сторон кольцом. Изолированные от внешнего мира жители героического города, от своей сражающейся страны, в сочетании с холодом и голодом, изнурительными бомбёжками и артобстрелами, фашисты забрасывали
ленинградцев с воздуха провокационными листовками: «Доедайте бобы, готовьте гробы!», «Москва сдалась!», «Сдавайтесь, город сдан!», фашисты хвастались: «Ленинград мы не штурмуем сейчас сознательно. Ленинград выжрет сам себя».
И люди стали умирать…. На домах появились объявления: «Продаю гроб». А потом уже и они исчезли.
Было так много мёртвых, что пришлось создавать специальные учреждения по их уборке. Люди на машинах собирали их по улицам, подъездам, квартирам, отвозили на кладбища и там. … Рыли не могилы, а траншеи метров в сто длиной! Туда закладывали тысячи трупов, зарывали тракторами, лопатами, как только могли. Трупы были разные: и дети, и старики, кто в сидячем положении, у кого руки, ноги раскинуты. Захоронение мёртвых было первоочередной задачей. С прекращением холодов могла начаться эпидемия, которая добила бы живых.
Завершение средневековой цивилизации в человечества связано с блестящим периодом культуры и , который носит название возрождения (или, если использовать общепринятый французский термин, ренессанса). это гораздо более короткая, чем античность или средневековье, эпоха. она носит переходный характер, но именно культурные достижения этого времени заставляют нас выделить его как особый этап позднего средневековья. возрождение дает культуры огромное созвездие подлинных мастеров, оставивших после себя величайшие творения и в науке, и в искусстве — .живописи, музыке, архитектуре, — и в . петрарка и леонардо да винчи, рабле и коперник, боттичелли и шекспир — лишь немногие взятые наугад имена гениев этой эпохи, часто и справедливо именуемых титанами возрождения за универсальность и мощь их дарования. великолепным памятником ренессансной архитектуры является собор святого петра в риме, образцом живописного совершенства до сих пор остается знаменитая картина рафаэля «сикстинская мадонна», а прекрасная музыка эпохи возрождения звучит и на сегодняшних сценах в исполнении современных музыкантов. именно эпохе возрождения мы обязаны созданием таких ставших для нас привычными жанров музыкально-драматического искусства, как опера и . невозможно представить себе современные нравственные ценности и принципы, если не учитывать, что их был заложен в гуманистической этике ренессанса. некоторые художественные образы, до сих пор задевающие за живое самого широкого читателя и получившие название «вечных», родились в период возрождения: вспомним, например, шекспировского гамлета или дон кихота сервантеса. знание возрождения составляет органическую часть в современном школьном образовании. интенсивный расцвет в значительной степени связан в этот период с особым отношением к античному наследию. отсюда и само название эпохи, ставящей перед собой воссоздать, «возродить» якобы утраченные в средние века культурные идеалы и ценности. на самом деле подъем западноевропейской культуры возникает совсем не на фоне предшествующего упадка. но в жизни культуры позднего средневековья столь многое меняется, что она ощущает себя принадлежащей к другому времени и чувствует неудовлетворенность прежним состоянием искусств и . прошлое кажется человеку возрождения забвением замечательных достижений античности, и он берется за их восстановление. это выражается и в творчестве писателей данной эпохи, и в самом их образе жизни: некоторые люди того времени прославились не тем, что создавали какие-либо живописные, шедевры, а тем, что умели «жить на античный манер», подражая древним грекам или римлянам в быту. античное наследие не просто изучается в это время, а «восстанавливается», и поэтому деятели возрождения большое значение открытию, собиранию, сбережению и публикации древних рукописей.. любителям древних памятников эпохи ренессанса мы обязаны тем, что имеем возможность читать сегодня письма цицерона или поэму лукреция «о природе вещей», комедии плавта или роман лонга «дафнис и хлоя». эрудиты возрождения стремятся не просто к знанию, а к совершенствованию владения латинским, а затем и греческим языками. они основывают библиотеки, музеи, школы для изучения классической древности, предпринимают специальные
В осаждённом городе проживало более 3 миллионов человек. Город стал городом-фронтом.
В некоторых местах фронт проходил буквально у самой его черты. Город подвергался постоянным вражеским авианалётам, артиллерийским обстрелам. Рабочим на заводских окраинах приходилось бросать работу у станков и тут же браться за оружие, оборонять город. По улицам было опасно ходить, до сих пор в память о тех днях сохранены таблички: «Эта часть улицы особенно опасна во время артобстрела!».
Цель гитлеровцев была – снести город с лица земли, и они окружили его со всех сторон кольцом. Изолированные от внешнего мира жители героического города, от своей сражающейся страны, в сочетании с холодом и голодом, изнурительными бомбёжками и артобстрелами, фашисты забрасывали
ленинградцев с воздуха провокационными листовками: «Доедайте бобы, готовьте гробы!», «Москва сдалась!», «Сдавайтесь, город сдан!», фашисты хвастались: «Ленинград мы не штурмуем сейчас сознательно. Ленинград выжрет сам себя».
И люди стали умирать…. На домах появились объявления: «Продаю гроб». А потом уже и они исчезли.
Было так много мёртвых, что пришлось создавать специальные учреждения по их уборке. Люди на машинах собирали их по улицам, подъездам, квартирам, отвозили на кладбища и там. … Рыли не могилы, а траншеи метров в сто длиной! Туда закладывали тысячи трупов, зарывали тракторами, лопатами, как только могли. Трупы были разные: и дети, и старики, кто в сидячем положении, у кого руки, ноги раскинуты. Захоронение мёртвых было первоочередной задачей. С прекращением холодов могла начаться эпидемия, которая добила бы живых.