Золото (англ. Gold, франц. Оr, нем. Gold) - один из семи металлов древности. Обычно считают, что золото было первым металлом, с которым познакомился человек еще в эпоху каменного века благодаря его распространению в самородном состоянии. Особые свойства золота - тяжесть, блеск,неокисляемость, ковкость, тягучесть - объясняют, почему его стали использовать с самых древнейших времен главным образом для изготовления украшений и отчасти - оружия. Золотые предметы различного назначения найдены археологами в культурных слоях, относящихся к IV и даже V тысячелетию до н.э., т.е. к эпохе неолита. В III и II тысячелетиях до н. э. золото уже было широко распространено в Египте, Месопотамии, Индии, Китае, с глубокой древности оно было известно в качестве драгоценного металла народам американского и европейского континентов. Золото, из которого сделаны древнейшие украшения, нечисто, в нем содержатся значительные примеси серебра, меди и других металлов. Лишь в VI в. до н. э. в Египте появилось практически чистое золото (99,8%). В эпоху Среднего царства началась разработка нубийских месторождений золота (Нубия, или Эфиопия древности). Отсюда произошло и древне египетское название золота - нуб (Nub). В Месопотамии добыча золота в широком масштабе велась уже во II тысячелетии до н. э. Вавилонское название золота -- хурэ - шу (hurasu) имеет отдаленное сходство с древнегреческим словом (хризос), которое встречается во всех древнейших лйтературных памятниках. Возможно, это слово происходит от названия местности , откуда могло поступать золото. Древнеиндийское ayas (золото) позднее употреблялось на других языках для обозначения меди, что, возможно, служит указанием на распространение в древности поддельного золота. С древнейших времен золото сопоставлялось с солнцем, называлось солнечным металлом или просто солнцем (Sol). В египетской эллинистической литературе и у алхимиков символ золота - кружок с точкой посредине, т.е. такой же, как и символ солнца. Иногда в греческой алхимической литературе встречается символ в виде кружка с изображением связанного с ним луча.
Золото как наиболее драгоценный металл служило издавна меновым эквивалентом в торговле, в связи с чем возникли изготовления золотоподобных сплавов на основе меди. Эти получили широкое развитие и распространение и послужили основой возникновения алхимии. Главной целью алхимиков было найти превращения (трансмутации) неблагородных металлов в золото и серебро. Европейские алхимики, идя по следам арабских, разработали теорию "совершенного" или даже "сверхсовершенного" золота, добавка которого к неблагородному металлу превращает последний в золото. В алхимической литературе встречается множество названий золота, обычно зашифрованных: зарас (zaras), трикор (tricor), соль (Sol), солнце (Sonir), секур (secur), сениор (senior) и т. д. Часть из них имеет арабское происхождение, например al-bahag (радость), hiti (кошачий помет), ras (голова, принцип), su'a (луч), diya (свет), alam (мир).
Латинское (этрусское) название золота аурум (Aurum, древнее ausom) означает "желтое". Слово это хорошо сопоставляется с древнеримским aurora или ausosa (утренняя заря, восточная страна, восток). По мнению Шредера, слово золото у народов Средней Европы тоже означает желтый: на древнегерманском языке - gulth, gelo, gelva, на литовском - geltas, на славянском - золото, на финском - kulda. У некоторых сибирских народов золото называется алтун, у древних персов - zarania (или zar), что сопоставляется с древнеиндийским hyrania (чаще, правда, относящимся к серебру) и древнегреческим (небеса). Особняком стоит армянское название золота - оски. Славянское золото, или злато, употребляемое с древнейших времен, несомненно, связано (вопреки Шредеру) с древнейшим индоевропейским Sol (солнце), вероятно, так же как среднеевропейское Gold (gelb) с греческим (солнце).
Такое разнообразие названий золота свидетельствует о повсеместном знакомстве с ним различных древних на родов и племен и о перекрещивании разноплеменных названий. Производные названия соединений золота, применяемые в настоящее время, происходят от латинского aurum, русского "золото" и греческого.
Характеризуя такое специфическое явление, как феод, нельзя не указать на его условность, то есть связанность с определенными условиями, обязательностью их исполнения. Феод не являлся и не мог являться собственностью вассала. Феод пребывал в некоем обратимом состоянии, всякий раз возвращаясь к сеньору. Если, к примеру, в течение одного года и одного дня после смерти сеньора вассал «не явится с обещанием верности и об инвеституре к наследнику своего сеньора», он лишался земельного владения, равно как и в другой ситуации, когда «сеньор жив, а умрет вассал, и сын его в течение того же времени не озаботится о получении инвеституры», он терял свой феод. «Libri feodorum» детально фиксировали и другие случаи лишения земли: «Если сеньор будет сражаться в открытом бою и вассал покинет его в самом бою не мертвого и не смертельно раненого, то вассал лишается феода. Равно если вассал наставит рога своему сеньору или замыслит сделать это, или срамно поиграет с его женой, или вступит в связь с дочерью, либо с внучкой по сыну, либо с невесткой, либо с сестрой сеньора, то по закону лишается феода,... если нападет на сеньора или замок его, зная, что там находится сеньор или жена сеньора. Равно если убьет его брата, или племянника».
Кроме того, феод утрачивался вассалами при невыполнении военной службы, при нарушении законов, постановлений суда пэров, при выступлениях против общего права, при участии в грабежах и войнах. При этом обратное изъятие феода сеньором – ревиндикция – осуществлялось только после вынесения приговора судом равных. Здесь важно подчеркнуть, что сеньор также мог лишиться всяких прав на феод, на получение ценза, рельефа, тальи и т.д., на ревиндикцию, наконец, если он не выполнял своих обязанностей по отношению к вассалу. В этом случае вассал объявлял о разрыве договора, осуществляя особую процедуру – эксфестукацию, главным в которой было преломление пучка соломы (в более поздней форме – сабли) над головой вассала и бросание наземь, символизировавшее прекращение обязанностей перед господином. Известны случаи, когда сеньор в результате совместного выступления вассалов вообще лишался земель. Такова судьба английского короля Иоанна Безземельного (1199–1216 годы): получив свое прозвище в напоминание об участи младших сыновей, лишавшихся прав на земельное наследство, он вторично подтвердил его после того как волею случая – отъезда старшего брата, Ричарда Львиное Сердце в Крестовый поход – неожиданно сделался сеньором многих земель в Англии и Франции и затем потерял их из-за восстания вассалов, вступившихся за оскорбленную честь одного из баронов, у которого незадачливый король похитил супругу.
Другой не менее специфической чертой феода является его сословность. То есть феод, с каким бы конкретным земельным владением и его обладателем он ни был связан, никогда не являлся объектом частной собственности, ибо не подлежал ни частному присвоению, ни свободному индивидуальному распоряжению. Феодал не мог отчуждать переданный ему феод: не мог дарить, обменивать, разделять, продавать целиком или частями без согласия сеньора и, что более важно, совета вассалов. Любое действие, которое вело к изменению ценности феода, требовало также разрешения сеньора и совета вассалов. Все условия распоряжения феодом определялись и контролировались исключительно советом феодалов. То есть, в конечном счете, верховным правом собственности на феод обладал не отдельно взятый феодал, не сеньор, но все сословие рыцарства.
Сословность феода неотрывна от другого признака – его иерархичности. Сеньор предоставлял земли на правах феода ближним вассалам, а те, в свою очередь, передавали их ниже стоящим аррьер-вассалам, а эти последние – вальвассорам, и уж от них земли в качестве условных держаний отходили крестьянам. Последние формально не входили в иерархию. Каждый из представителей иерархической лестницы имел косвенное отношение к феоду, которое определялось сеньориально-вассальным договором, то есть всей выше обозначенной совокупностью взаимных обязательств. Иерархичность создавала необходимую консолидацию всего сословия феодалов как корпоративного собственника земли.
Золото, Aurum, Аu (79)
Золото (англ. Gold, франц. Оr, нем. Gold) - один из семи металлов древности. Обычно считают, что золото было первым металлом, с которым познакомился человек еще в эпоху каменного века благодаря его распространению в самородном состоянии. Особые свойства золота - тяжесть, блеск,неокисляемость, ковкость, тягучесть - объясняют, почему его стали использовать с самых древнейших времен главным образом для изготовления украшений и отчасти - оружия. Золотые предметы различного назначения найдены археологами в культурных слоях, относящихся к IV и даже V тысячелетию до н.э., т.е. к эпохе неолита. В III и II тысячелетиях до н. э. золото уже было широко распространено в Египте, Месопотамии, Индии, Китае, с глубокой древности оно было известно в качестве драгоценного металла народам американского и европейского континентов. Золото, из которого сделаны древнейшие украшения, нечисто, в нем содержатся значительные примеси серебра, меди и других металлов. Лишь в VI в. до н. э. в Египте появилось практически чистое золото (99,8%). В эпоху Среднего царства началась разработка нубийских месторождений золота (Нубия, или Эфиопия древности). Отсюда произошло и древне египетское название золота - нуб (Nub). В Месопотамии добыча золота в широком масштабе велась уже во II тысячелетии до н. э. Вавилонское название золота -- хурэ - шу (hurasu) имеет отдаленное сходство с древнегреческим словом (хризос), которое встречается во всех древнейших лйтературных памятниках. Возможно, это слово происходит от названия местности , откуда могло поступать золото. Древнеиндийское ayas (золото) позднее употреблялось на других языках для обозначения меди, что, возможно, служит указанием на распространение в древности поддельного золота. С древнейших времен золото сопоставлялось с солнцем, называлось солнечным металлом или просто солнцем (Sol). В египетской эллинистической литературе и у алхимиков символ золота - кружок с точкой посредине, т.е. такой же, как и символ солнца. Иногда в греческой алхимической литературе встречается символ в виде кружка с изображением связанного с ним луча.
Золото как наиболее драгоценный металл служило издавна меновым эквивалентом в торговле, в связи с чем возникли изготовления золотоподобных сплавов на основе меди. Эти получили широкое развитие и распространение и послужили основой возникновения алхимии. Главной целью алхимиков было найти превращения (трансмутации) неблагородных металлов в золото и серебро. Европейские алхимики, идя по следам арабских, разработали теорию "совершенного" или даже "сверхсовершенного" золота, добавка которого к неблагородному металлу превращает последний в золото. В алхимической литературе встречается множество названий золота, обычно зашифрованных: зарас (zaras), трикор (tricor), соль (Sol), солнце (Sonir), секур (secur), сениор (senior) и т. д. Часть из них имеет арабское происхождение, например al-bahag (радость), hiti (кошачий помет), ras (голова, принцип), su'a (луч), diya (свет), alam (мир).
Латинское (этрусское) название золота аурум (Aurum, древнее ausom) означает "желтое". Слово это хорошо сопоставляется с древнеримским aurora или ausosa (утренняя заря, восточная страна, восток). По мнению Шредера, слово золото у народов Средней Европы тоже означает желтый: на древнегерманском языке - gulth, gelo, gelva, на литовском - geltas, на славянском - золото, на финском - kulda. У некоторых сибирских народов золото называется алтун, у древних персов - zarania (или zar), что сопоставляется с древнеиндийским hyrania (чаще, правда, относящимся к серебру) и древнегреческим (небеса). Особняком стоит армянское название золота - оски. Славянское золото, или злато, употребляемое с древнейших времен, несомненно, связано (вопреки Шредеру) с древнейшим индоевропейским Sol (солнце), вероятно, так же как среднеевропейское Gold (gelb) с греческим (солнце).
Такое разнообразие названий золота свидетельствует о повсеместном знакомстве с ним различных древних на родов и племен и о перекрещивании разноплеменных названий. Производные названия соединений золота, применяемые в настоящее время, происходят от латинского aurum, русского "золото" и греческого.
Характеризуя такое специфическое явление, как феод, нельзя не указать на его условность, то есть связанность с определенными условиями, обязательностью их исполнения. Феод не являлся и не мог являться собственностью вассала. Феод пребывал в некоем обратимом состоянии, всякий раз возвращаясь к сеньору. Если, к примеру, в течение одного года и одного дня после смерти сеньора вассал «не явится с обещанием верности и об инвеституре к наследнику своего сеньора», он лишался земельного владения, равно как и в другой ситуации, когда «сеньор жив, а умрет вассал, и сын его в течение того же времени не озаботится о получении инвеституры», он терял свой феод. «Libri feodorum» детально фиксировали и другие случаи лишения земли: «Если сеньор будет сражаться в открытом бою и вассал покинет его в самом бою не мертвого и не смертельно раненого, то вассал лишается феода. Равно если вассал наставит рога своему сеньору или замыслит сделать это, или срамно поиграет с его женой, или вступит в связь с дочерью, либо с внучкой по сыну, либо с невесткой, либо с сестрой сеньора, то по закону лишается феода,... если нападет на сеньора или замок его, зная, что там находится сеньор или жена сеньора. Равно если убьет его брата, или племянника».
Кроме того, феод утрачивался вассалами при невыполнении военной службы, при нарушении законов, постановлений суда пэров, при выступлениях против общего права, при участии в грабежах и войнах. При этом обратное изъятие феода сеньором – ревиндикция – осуществлялось только после вынесения приговора судом равных. Здесь важно подчеркнуть, что сеньор также мог лишиться всяких прав на феод, на получение ценза, рельефа, тальи и т.д., на ревиндикцию, наконец, если он не выполнял своих обязанностей по отношению к вассалу. В этом случае вассал объявлял о разрыве договора, осуществляя особую процедуру – эксфестукацию, главным в которой было преломление пучка соломы (в более поздней форме – сабли) над головой вассала и бросание наземь, символизировавшее прекращение обязанностей перед господином. Известны случаи, когда сеньор в результате совместного выступления вассалов вообще лишался земель. Такова судьба английского короля Иоанна Безземельного (1199–1216 годы): получив свое прозвище в напоминание об участи младших сыновей, лишавшихся прав на земельное наследство, он вторично подтвердил его после того как волею случая – отъезда старшего брата, Ричарда Львиное Сердце в Крестовый поход – неожиданно сделался сеньором многих земель в Англии и Франции и затем потерял их из-за восстания вассалов, вступившихся за оскорбленную честь одного из баронов, у которого незадачливый король похитил супругу.
Другой не менее специфической чертой феода является его сословность. То есть феод, с каким бы конкретным земельным владением и его обладателем он ни был связан, никогда не являлся объектом частной собственности, ибо не подлежал ни частному присвоению, ни свободному индивидуальному распоряжению. Феодал не мог отчуждать переданный ему феод: не мог дарить, обменивать, разделять, продавать целиком или частями без согласия сеньора и, что более важно, совета вассалов. Любое действие, которое вело к изменению ценности феода, требовало также разрешения сеньора и совета вассалов. Все условия распоряжения феодом определялись и контролировались исключительно советом феодалов. То есть, в конечном счете, верховным правом собственности на феод обладал не отдельно взятый феодал, не сеньор, но все сословие рыцарства.
Сословность феода неотрывна от другого признака – его иерархичности. Сеньор предоставлял земли на правах феода ближним вассалам, а те, в свою очередь, передавали их ниже стоящим аррьер-вассалам, а эти последние – вальвассорам, и уж от них земли в качестве условных держаний отходили крестьянам. Последние формально не входили в иерархию. Каждый из представителей иерархической лестницы имел косвенное отношение к феоду, которое определялось сеньориально-вассальным договором, то есть всей выше обозначенной совокупностью взаимных обязательств. Иерархичность создавала необходимую консолидацию всего сословия феодалов как корпоративного собственника земли.