Народ, вторгшийся в пределы Римской империи и говоривший на непонятном для римлян языке, они называли:
А) вандалами Б) варварами В) германцами
2. По какой причине германцы вынуждены были сосредотачивать у своих границ войско?
А) защищать границы от набегов врагов
Б) воины строили там дома
В) возвращать рабов, которые убегали
3. В начале 4 века в ожесточённой борьбе полководцев власть одержал:
А) Нерон Б) Константин В) Стилихон
4. Какое сооружение приказал возвести победивший император в свою честь?
А) термы Б) цирк В) триумфальную арку
5. Как изменилось положение колонов при императоре Константине?
А) улучшилось Б) осталось прежним В) ухудшилось
6. Епископ в переводе с греческого означает:
А) надзиратель Б) руководитель В) предводитель
7. Почему Константин разрешил христианам открыто молиться?
А) понял, что христиане не призывают к свержению императора
Б) они ему сохранять свою власть
В) их было очень мало, поэтому он не видел в них угрозу
8. Чему учил апостол Павел?
А) « Почитайте императора, как отца своего»
Б) « Нет власти не от бога, противящийся власти противится Божию установлению»
В) « Свергайте императора, ибо он – зло!»
9. В каком году Константин издал указ, разрешавший христианам открыто молиться?
А) в 313 г. Б) в 315 г. В) в 320 г.
10. Папа – это….
А) глава православной церкви
Б) глава всех христиан
В) епископ города Рима
11. По какой причине Константин перенёс столицу из Рима в другой город?
А) он хотел оставить о себе славу потомкам
Б) ему не нравился этот город
В) он хотел сделать подарок жене
12. Какой город стал новой столицей Рима?
А) Византий Б) Тарент В) Неаполь
13. В каком году была создана новая столица?
А) в 320 г. Б) в 330 г. В) в 335 г.
14. Каким Константин украшал новую столицу?
А) приглашал известных мастеров украшать город
Б) покупал в других странах диковинки
В) не стеснялся грабить другие города
15. По какому признаку была выбрана новая столица?
А) выгодное географическое положение
Б) отсутствие врагов
В) удалённость от границ
Члены общины были связаны круговой порукой в уплате налогов и выполнении повинностей. Поэтому существовала зависимость крестьян от общины, проявлявшаяся прежде всего в ограничении свободы передвижения.
На сельском сходе на 3 года избирались староста, сборщик податей и представители общины для участия в волостном сходе. Волостной сход избирал волостного старшину. На волостного старшину и сельского старосту, помимо решения текущих хозяйственных вопросов, возлагалась также и охрана порядка.
Для крестьян существовал особый волостной суд, члены которого также избирались сельским сходом. При этом волостные суды выносили свои решения не только на основе норм законов, но и руководствуясь обычаями. Зачастую эти суды наказывали крестьян за такие проступки, как неразумная трата денег, пьянство и даже колдовство. Кроме того, крестьяне подвергались некоторым наказаниям, которые давно уже были упразднены для других сословий. Например, волостные суды имели право приговаривать членов своего сословия, не достигших 60 лет, к порке. Особо безнравственных, не поддающихся перевоспитанию крестьян община имела право исключать из числа своих членов, что означало для провинившихся высылку в Сибирь.
Многовековое существование общины наложило сильный отпечаток на психологию русского крестьянина. Его сознанию были присущи коллективизм, развитое чувство справедливости. Русские крестьяне почитали старших по возрасту, рассматривая их как носителей опыта, традиций. Это отношение распространялось и на императора, служило источником монархизма, веры в «царя-батюш- ку» — заступника, стража правды и справедливости.
Русские крестьяне исповедовали православие. Необычайно суровые природные условия и связанная с ними напряженная работа — страда, результаты которой не всегда соответствовали затраченным усилиям, горький опыт неурожайных лет погружали крестьян в мир суеверий, примет и обрядов.
Освобождение от крепостной зависимости принесло в деревню большие перемены. Прежде всего усилилось расслоение крестьян. Ярче стали проявляться богатство одних и бедность других. Мерилом зажиточности чаще всего являлось наличие в хозяйстве определенного количества лошадей, без которых невозможно было обрабатывать землю. Безлошадный крестьянин (если он не занимался иным, неземледельческим трудом) стал символом деревенской нищеты. В конце 80-х гг. в Европейской России 27% дворов были безлошадными. Признаком бедности считалось наличие одной лошади. Таких хозяйств было около 29%. В то же время от 5 до 25% хозяев имели до десяти лошадей. Они скупали большие земельные владения, нанимали батраков и расширяли свое хозяйство.
Отмена крепостного права привела в деревне к резкому усилению потребности в деньгах. Крестьяне должны были платить выкупные платежи и подушную подать, иметь средства на земские и мирские сборы, на арендные платежи за землю и на погашение банковских кредитов. Происходило вовлечение большинства крестьянских хозяйств в рыночные отношения. Главной статьей крестьянских доходов была продажа хлеба. Но в силу низкой урожайности крестьяне нередко были вынуждены продавать зерно в ущерб своим собственным интересам. Вывоз хлеба за границу основывался на недоедании жителей деревни и справедливо именовался современниками «голодным экспортом».