Сначала i тысячелетия н.э. на территории восточно-европейской равнины, уже осваивавшейся различными земледельческими племенами, расселились славянские племена. в v-vi вв., в условиях распада родовых отношений и формирования социальной неоднородности в обществе, они создали полтора десятка племенных союзов или княжений. это были еще догосударственные образования, своеобразная политическая форма объединений эпохи «военной демократии». из таких объединений обычно возникает затем либо рабовладельческое государство, либо раннефеодальное государство. летопись «повесть временных лет» называет эти княжения: полян (вокруг киева), родимичей (на реке сож), вятичей (на реке оке), северян (соседей полян с центром в чернигове), дреговичей (минск, витебск), древлян (мозырь, пинск – полесье), кривичей (псков, тверь, смоленск), ильменских словен (новгород). кроме славян здесь жили предки угров – финские племена (меря, мурома, черемиса, чудь и др.) и – предки современных эстонцев, латышей и литовцев.
Египтяне верили, что душа человека после смерти попадает в "царство мёртвых". распоряжается там бог анубис, которого изображали с телом человека и черной головой шакала. взяв умершего за руку, он вел его на суд осириса, который восседал на троне. умерший, стоя в белых одеждах, клялся: "я не делал зла. я не убивал. я не приказывал убивать. я не крал. я не лгал. я не был причиной слёз. я не поднимал руку на слабого. я не завидовал. я не сквернословил. я не говорил дурного о царе. я не пренебрегал богам. я чист, я чист, я чист, я чист! " показания умершего записывал бог тот. правдивость клятвы проверяли: сердце человека клали на одну чашу весов, а на другую - фигурку богини правды маат. равновесие означало, что умерший не солгал, значит он был добрым и праведным человеком. рядом с весами опиралось на передние лапы свирепое чудовище с телом льва и зубастой пастью крокодила. оно готово было проглотить того, кто солгал и при жизни творил зло. а праведника пропускали на чудесные поля мёртвых.