В тех случаях, когда ускорение истории приводит только к позитивным сдвигам в обществе, будем говорить о прогрессе. Прогресс (от лат. progressus — движение вперед) — это направление развития, характеризующееся переходом от низшего к высшему, от простых форм к более сложным и совершенным, что выражается в более высокой организации, в росте эволюционных возможностей. Проще говоря, прогресс — это все то, что приводит к позитивным сдвигам в жизни общества. Представление о развитии общества как прогрессивном процессе появилось еще в древности, но окончательно оформилось в трудах французских просветителей (А. Тюрго, М. Кондорсе и др.). Критерий прогресса они видели в развитии человеческого разума, в распространении просвещения. Некоторые социологи сутью прогресса считали усложнение социальной 824 структуры, рост социальной неоднородности. Наконец, прогресс связывают также с процессом модернизации, т.е. переходом от аграрного общества к индустриальному, а затем к постиндустриальному. Некоторые мыслители отвергают идею прогресса в общественном развитии, рассматривая историю как циклический круговорот с чередой подъемов и спадов (Дж. Вико), предсказывая скорый «конец истории» либо утверждая представления о многолинейном, независимом друг от друга, параллельном движении различных обществ (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби). Так, Тойнби, отказавшись от тезиса о единстве всемирной истории, выделил 21 цивилизацию, в развитии каждой из которых он различал фазы возникновения, роста, надлома, упадка и разложения. О «закате Европы» писал и Шпенглер. Особенно ярым «антипрогрессистом» проявил себя К. Поп-пер. Понимая под прогрессом движение к какой-либо цели, он считал его применимым только по отношению к отдельному человеку, но не обществу в целом. История может быть объяснена и как прогресс, и как регресс. Действительно, когда ускорение истории приводит к негативным последствиям, правильнее говорить о регрессе. Понятие регресса (от лат. regressus — обратное движение) противоположно понятию прогресса, для него характерно обратное движение — от высшего к низшему, деградация, возврат к уже отжившим структурам и отношениям, т.е. все, что приводит к негативным последствиям в жизни общества. Очевидно, что прогрессивное развитие общества не исключает возвратных движений, регресса, цивилизационных тупиков и даже срывов. Да и само
развитие человечества вряд ли имеет однозначно прямолинейный характер, в нем возможны и ускоренные рывки вперед, и откаты назад. Более того, прогресс в одной сфере общественных отношений может сопровождаться и даже быть причиной регресса в другой. Тем не менее большинство обществ, несмотря на временные отступления, развиваются прогрессивно. Об этом свидетельствует история. Она убеждает нас в том, что нет ни одного общества, в котором орудия труда не улучшались бы, а, напротив, ухудшались. Чем совершеннее орудия труда, тем выше производительность труда — и в промышленности, и в сельском хозяйстве, тем больше населения можно прокормить на одной и той же площади. Растет численность и одновременно плотность населения. Плодородие земли и повышение эффективности земледелия позволяют привлечь значительную часть населения к занятию ремеслом, культурой, наукой, политикой. Расширяются торговые и культурные контакты между людьми. Появляется совершенно новый тип территориальной организации — города.
Представление о развитии общества как прогрессивном процессе появилось еще в древности, но окончательно оформилось в трудах французских просветителей (А. Тюрго, М. Кондорсе и др.). Критерий прогресса они видели в развитии человеческого разума, в распространении просвещения. Некоторые социологи сутью прогресса считали усложнение социальной
824
структуры, рост социальной неоднородности. Наконец, прогресс связывают также с процессом модернизации, т.е. переходом от аграрного общества к индустриальному, а затем к постиндустриальному.
Некоторые мыслители отвергают идею прогресса в общественном развитии, рассматривая историю как циклический круговорот с чередой подъемов и спадов (Дж. Вико), предсказывая скорый «конец истории» либо утверждая представления о многолинейном, независимом друг от друга, параллельном движении различных обществ (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби). Так, Тойнби, отказавшись от тезиса о единстве всемирной истории, выделил 21 цивилизацию, в развитии каждой из которых он различал фазы возникновения, роста, надлома, упадка и разложения. О «закате Европы» писал и Шпенглер. Особенно ярым «антипрогрессистом» проявил себя К. Поп-пер. Понимая под прогрессом движение к какой-либо цели, он считал его применимым только по отношению к отдельному человеку, но не обществу в целом. История может быть объяснена и как прогресс, и как регресс.
Действительно, когда ускорение истории приводит к негативным последствиям, правильнее говорить о регрессе. Понятие регресса (от лат. regressus — обратное движение) противоположно понятию прогресса, для него характерно обратное движение — от высшего к низшему, деградация, возврат к уже отжившим структурам и отношениям, т.е. все, что приводит к негативным последствиям в жизни общества.
Очевидно, что прогрессивное развитие общества не исключает возвратных движений, регресса, цивилизационных тупиков и даже срывов. Да и само
развитие человечества вряд ли имеет однозначно прямолинейный характер, в нем возможны и ускоренные рывки вперед, и откаты назад. Более того, прогресс в одной сфере общественных отношений может сопровождаться и даже быть причиной регресса в другой. Тем не менее большинство обществ, несмотря на временные отступления, развиваются прогрессивно. Об этом свидетельствует история. Она убеждает нас в том, что нет ни одного общества, в котором орудия труда не улучшались бы, а, напротив, ухудшались. Чем совершеннее орудия труда, тем выше производительность труда — и в промышленности, и в сельском хозяйстве, тем больше населения можно прокормить на одной и той же площади. Растет численность и одновременно плотность населения. Плодородие земли и повышение эффективности земледелия позволяют привлечь значительную часть населения к занятию ремеслом, культурой, наукой, политикой. Расширяются торговые и культурные контакты между людьми. Появляется совершенно новый тип территориальной организации — города.