Руина (укр. Руїна — полный развал, разруха[1]) — период в истории Украины и Запорожского войска между 1657 и 1687 годами, фактически являвшийся гражданской войной. В это время Русское царство, Речь Посполитая, Османская империя и эпизодически Швеция вели борьбу за контроль над Украиной, которая стала ареной кровопролитных сражений.В результате вооружённого восстания православного населения Речи Посполитой под предводительством Богдана Хмельницкого большая часть Киевского воеводства и Правобережной Украины избавилось от польского владычества и там (1649 г.) было введено новое полковое административно-территориальное деление (в основу его легли полки, созданные ещё при Михаиле Дорошенко). После смерти Богдана Хмельницкого казацкая старшина, исполняя волю покойного гетмана, избрала гетманом его сына Юрия Хмельницкого. Но уже через месяц Юрий Хмельницкий, не успевший ничем себя проявить, был той же старшиной смещён, и на его место, при сильных противоречиях, избран гетманом один из ближайших соратников Хмельницкого, генеральный писарь Иван Выговский. Новый гетман, «не природный казак, а купленный у татар за лошадь „лях“, вдобавок женатый на дочери польского магната»[12], вызвал сильную оппозицию. Остры были и социальные противоречия: с одной стороны, казацкая старшина присваивала на местах прибыли от аренд и часть налогов, с другой — войны и стихийные бедствия разоряли казаков, посполитых и мещан. Казаки не получали плату за службу, и жили разбоем. Это вызывало возмущение ещё при Богдане Хмельницком. Выговский взял курс на построение старшинской (олигархической) республики. «…А Войско Запорожское без страха быть не может», — говорил гетман. Он предпринял попытку частично восстановить шляхетское землевладение на территории южных левобережных полков, в частности, Полтавского и Миргородского, которые и стали главным очагом восстания в Гетманщине[13].
После смерти Богдана Хмельницкого казацкая старшина, исполняя волю покойного гетмана, избрала гетманом его сына Юрия Хмельницкого. Но уже через месяц Юрий Хмельницкий, не успевший ничем себя проявить, был той же старшиной смещён, и на его место, при сильных противоречиях, избран гетманом один из ближайших соратников Хмельницкого, генеральный писарь Иван Выговский.
Новый гетман, «не природный казак, а купленный у татар за лошадь „лях“, вдобавок женатый на дочери польского магната»[12], вызвал сильную оппозицию.
Остры были и социальные противоречия: с одной стороны, казацкая старшина присваивала на местах прибыли от аренд и часть налогов, с другой — войны и стихийные бедствия разоряли казаков, посполитых и мещан. Казаки не получали плату за службу, и жили разбоем. Это вызывало возмущение ещё при Богдане Хмельницком. Выговский взял курс на построение старшинской (олигархической) республики. «…А Войско Запорожское без страха быть не может», — говорил гетман. Он предпринял попытку частично восстановить шляхетское землевладение на территории южных левобережных полков, в частности, Полтавского и Миргородского, которые и стали главным очагом восстания в Гетманщине[13].