Слово “франк”, по мнению некоторых французских ученых, означает “свободный человек”. Франки стали известны в истории примерно за 400 лет до падения Римской империи. Во главе франков издревле стояли конунги из рода Меровингов. В 486 г. Хлодвиг (481 - 511) привел племена франков на территорию римской провинции Галлия, где возникло государство франков. Хлодвиг, прежде всего, пытался укрепить центральную власть - власть конунга. С этой целью он, во-первых, принял христианство и получил поддержку католической церкви; во-вторых, по приказу Хлодвига была проведена кодификация права. В начале VI века была издана “Салическая правда”. Действия Хлодвига привели к упорядочению жизни родичей. Была сохранена древняя система, при которой люди по ежегодному жребию, то участвовали в военных походах, то занимались земледелием. Война начиналась обычно в марте и продолжалась до октября - пока не размокали дороги. Соответственно, в начале года (в марте) проводились так называемые “мартовские поля” - смотр военного снаряжения, проверка готовности воинов. Кроме того, там принимались важные решения (например, об организации военного похода). Добытое в военном походе делилось поровну. В результате походов и завоеваний Хлодвига почти вся территория современной Франции вошла в состав державы франков. Местное управление оставалось на племенном уровне. Большими частями государства заведовал наместник, который назывался графом. Внутри этих частей созывались народные собрания - сотенные собрания. Центральное управление сводилось к сбору обычной дани со всех территорий государства. Обычно данью являлось только то и в таком количестве, что и сколько могли потребить за две недели король и его дружина.
Салическая правда среди варварских судебников.Основным источником права в раннем Средневековье были правовые обычаи, так называемое «народное», общинное право. Принятие христианства варварскими народами и распространение письменности появлению записей таких обычаев. Как правило, письменная фиксация обычного права проводилась по инициативе королевской власти. В результате появились варварские правды – судебники, составленные на основе правовых обычаев и судебных прецедентов разных народов Европы, германских, кельтских и славянских. Самые ранние среди германских правд: Вестготская правда короля Эриха V в. (сохранилась фрагментарно); Бургундская правда короля Гундобада конца V – начала VI вв.; Салическая правда короля Хлодвига I того же времени. В VII–VIII вв. появились редакции Рипуарской, Аламаннской и Баварскойправд. В VIII – начале IX вв. «государевы посланцы» Карла Великого записывают тексты Фризской, Тюрингской и Саксонской правд. Издавались и другие варварские судебники. Для всех варварских правд, как правило, были характерны: отсутствие строго определенной системы в изложении правовых норм, символизм юридических процедур, влияние старых архаических представлений родового общества. Нормы права в большинстве случаев носили казусный характер, регулировали ограниченный круг правоотношений. В основном они касались сферы уголовного и процессуального права, отчасти относились к регулированию отношений собственности и семейно-родового быта. Большая часть частноправовых отношений в них не затрагивалась.
В использовании правд в раннее время действовал принципперсональности права. Нормы права применялись с учетом этнической принадлежности лица. Вне зависимости от местона-хождения салического франка судили по Салической правде, бургунда – по правде Гундобада, вестгота – по правде Эриха. К римлянам применялись нормы римского права. В империи Каролингов использовался уже территориальныйпринцип. Действие единых норм права (обычно варварской правды) распространялось на определенную область Империи, без учета этнической принадлежности ее отдельных жителей.
Действия Хлодвига привели к упорядочению жизни родичей. Была сохранена древняя система, при которой люди по ежегодному жребию, то участвовали в военных походах, то занимались земледелием. Война начиналась обычно в марте и продолжалась до октября - пока не размокали дороги. Соответственно, в начале года (в марте) проводились так называемые “мартовские поля” - смотр военного снаряжения, проверка готовности воинов. Кроме того, там принимались важные решения (например, об организации военного похода). Добытое в военном походе делилось поровну.
В результате походов и завоеваний Хлодвига почти вся территория современной Франции вошла в состав державы франков. Местное управление оставалось на племенном уровне. Большими частями государства заведовал наместник, который назывался графом. Внутри этих частей созывались народные собрания - сотенные собрания. Центральное управление сводилось к сбору обычной дани со всех территорий государства. Обычно данью являлось только то и в таком количестве, что и сколько могли потребить за две недели король и его дружина.
Салическая правда среди варварских судебников.Основным источником права в раннем Средневековье были правовые обычаи, так называемое «народное», общинное право. Принятие христианства варварскими народами и распространение письменности появлению записей таких обычаев. Как правило, письменная фиксация обычного права проводилась по инициативе королевской власти. В результате появились варварские правды – судебники, составленные на основе правовых обычаев и судебных прецедентов разных народов Европы, германских, кельтских и славянских. Самые ранние среди германских правд: Вестготская правда короля Эриха V в. (сохранилась фрагментарно); Бургундская правда короля Гундобада конца V – начала VI вв.; Салическая правда короля Хлодвига I того же времени. В VII–VIII вв. появились редакции Рипуарской, Аламаннской и Баварскойправд. В VIII – начале IX вв. «государевы посланцы» Карла Великого записывают тексты Фризской, Тюрингской и Саксонской правд. Издавались и другие варварские судебники. Для всех варварских правд, как правило, были характерны: отсутствие строго определенной системы в изложении правовых норм, символизм юридических процедур, влияние старых архаических представлений родового общества. Нормы права в большинстве случаев носили казусный характер, регулировали ограниченный круг правоотношений. В основном они касались сферы уголовного и процессуального права, отчасти относились к регулированию отношений собственности и семейно-родового быта. Большая часть частноправовых отношений в них не затрагивалась.
В использовании правд в раннее время действовал принципперсональности права. Нормы права применялись с учетом этнической принадлежности лица. Вне зависимости от местона-хождения салического франка судили по Салической правде, бургунда – по правде Гундобада, вестгота – по правде Эриха. К римлянам применялись нормы римского права. В империи Каролингов использовался уже территориальныйпринцип. Действие единых норм права (обычно варварской правды) распространялось на определенную область Империи, без учета этнической принадлежности ее отдельных жителей.