Демосфен – величайший греческий оратор, родился в 383, умер в 322 году до н.э. Своими знаменитыми речами против Филиппа Македонского Демосфен побуждал афинян к защите независимости Греции. Когда Филипп вторгнулся в Фокиду, Демосфен устроил союз между афинянами и Фивами, но союзники были разбиты при Херонее. Демосфен, вовлеченный врагами в процесс, удалился на остров Эгину. Вернувшись по смерти Александра, убедил сограждан начать войну (ламийскую) против Антипатра, после поражения отравился. Демосфен был не просто оратором, существенная его роль в политической жизни античной Греции. Как политик Демосфен считал необходимым отстаивать интересы не только родных Афин, но и всей Греции, независимости которой реально угрожала теперь уже не персидская, как прежде, а македонская опасность. Демосфен встал во главе антимакедонской партии. После смерти Александра Македонского Демосфен вернулся в Афины и принял активное участие в антимакедонском восстании греческих полисов. Последовательная патриотическая позиция Демосфена, непревзойденное ораторское мастерство сделали его имя популярным. Его творчество явилось важным этапом в развитии мирового ораторского искусства и политики. Демосфен родился в Афинах, в семье владельца оружейной и мебельной мастерских. С детства будущий мыслитель страдал физическими недостатками (косноязычие, слабый голос, нервный тик). В возрасте семи лет мальчик лишился отца, а имущество семьи было растрачено опекунами. В дальнейшем Демосфен стал логографом – зарабатывал на жизнь составлением речей для участников судебных процессов. Демосфен Упорными упражнениями он сумел преодолеть свои физические недостатки, учился ораторскому искусству у Исея – известного в то время составителя речей. Время жизни Демосфена относится к периоду установления гегемонии Македонии над древнегреческими полисами. Нависла угроза потери политической самостоятельности и над Афинами. Среди афинских политиков в то время преобладала группа богатых и влиятельных лиц во главе с Эсхином, которая стремилась к заключению мира с Македонией любой ценой. Демосфен был решительным противником македонской экспансии, отстаивал независимость Афин. В 351 году он открыто выступил с речью против македонского царя Филиппа II. Речи Демосфена, в которых он страстно разоблачал захватническую политику Филиппа II, получили название филиппик. Демосфену удалось привлечь на свою сторону большинство афинян, он становится главой антимакедонской партии, активно участвует в создании военного союза греческих городов, направленного против Филиппа II. Демосфен лично, как простой воин, участвовал в битве при Херонее (338), в которой греческое войско было разгромлено македонянами. В честь павших при Херонее Демосфен произнес одну из самых замечательных своих речей. Анализ позиции Демосфена во многом является ключевым для понимания процессов, происходивших в политической истории Афин рассматриваемого времени. Некоторые исследователи даже полагают, что вся история Греции в эти годы (в частности, вследствие спартанского выступления) определялась позицией Демосфена, что, очевидно, все-таки является преувеличением. Демосфен относится к числу тех великих деятелей вокруг имени которых и в последующие времена продолжают бушевать такие страсти, как если бы речь шла о современнике. Образ Демосфена использовался в политической борьбе, начиная с королевы Елизаветы, переводившей на английский язык Олинфские речи оратора, когда «Непобедимая армада» готовилась к вторжению на Британские острова. Борьба, которую вел Демосфен против Филиппа, слишком часто находила отклик в менталитете позднейшей Европы, особенно когда начали оформляться современные нации и соответственно появились национальные чувства. Патриот, доходящий до фанатизма и ограниченный в своем фанатизме, борец за свободу и демократию, не гнушающийся персидского золота, шовинист, разделяющий абсурдные концепции и тешившийся абсурдными надеждами, любитель интриг, сложивший голову за дело, которому служил, но защищавший отжившие идеалы и тем самым мешавший поступательному ходу истории, которая выбрала своим орудием Филиппа, объединившего греков вопреки им самим, - таков далеко не полный перечень противоречивых суждений историков о Демосфене. В нем видели «святого» (Б.Нибур) и платного агента персидского царя (У.Карштедт). Несомненно, что оценка Демосфена во многом определялась прежде всего общими взглядами на характер развития Греции во второй половине IV века до н.э. и роль Филиппа, а взгляды эти, в свою очередь, во многом зависели от политических симпатий того или иного историка. Горячие поклонники диктаторских режимов и военной монархии занимали сторону Македонии против Демосфена, тогда как сторонники демократии выражали ему свое самое глубокое восхищение.
Своими знаменитыми речами против Филиппа Македонского Демосфен побуждал афинян к защите независимости Греции. Когда Филипп вторгнулся в Фокиду, Демосфен устроил союз между афинянами и Фивами, но союзники были разбиты при Херонее.
Демосфен, вовлеченный врагами в процесс, удалился на остров Эгину. Вернувшись по смерти Александра, убедил сограждан начать войну (ламийскую) против Антипатра, после поражения отравился.
Демосфен был не просто оратором, существенная его роль в политической жизни античной Греции.
Как политик Демосфен считал необходимым отстаивать интересы не только родных Афин, но и всей Греции, независимости которой реально угрожала теперь уже не персидская, как прежде, а македонская опасность. Демосфен встал во главе антимакедонской партии.
После смерти Александра Македонского Демосфен вернулся в Афины и принял активное участие в антимакедонском восстании греческих полисов.
Последовательная патриотическая позиция Демосфена, непревзойденное ораторское мастерство сделали его имя популярным. Его творчество явилось важным этапом в развитии мирового ораторского искусства и политики.
Демосфен родился в Афинах, в семье владельца оружейной и мебельной мастерских.
С детства будущий мыслитель страдал физическими недостатками (косноязычие, слабый голос, нервный тик).
В возрасте семи лет мальчик лишился отца, а имущество семьи было растрачено опекунами.
В дальнейшем Демосфен стал логографом – зарабатывал на жизнь составлением речей для участников судебных процессов.
Демосфен Упорными упражнениями он сумел преодолеть свои физические недостатки, учился ораторскому искусству у Исея – известного в то время составителя речей.
Время жизни Демосфена относится к периоду установления гегемонии Македонии над древнегреческими полисами. Нависла угроза потери политической самостоятельности и над Афинами.
Среди афинских политиков в то время преобладала группа богатых и влиятельных лиц во главе с Эсхином, которая стремилась к заключению мира с Македонией любой ценой.
Демосфен был решительным противником македонской экспансии, отстаивал независимость Афин.
В 351 году он открыто выступил с речью против македонского царя Филиппа II. Речи Демосфена, в которых он страстно разоблачал захватническую политику Филиппа II, получили название филиппик.
Демосфену удалось привлечь на свою сторону большинство афинян, он становится главой антимакедонской партии, активно участвует в создании военного союза греческих городов, направленного против Филиппа II. Демосфен лично, как простой воин, участвовал в битве при Херонее (338), в которой греческое войско было разгромлено македонянами. В честь павших при Херонее Демосфен произнес одну из самых замечательных своих речей.
Анализ позиции Демосфена во многом является ключевым для понимания процессов, происходивших в политической истории Афин рассматриваемого времени. Некоторые исследователи даже полагают, что вся история Греции в эти годы (в частности, вследствие спартанского выступления) определялась позицией Демосфена, что, очевидно, все-таки является преувеличением.
Демосфен относится к числу тех великих деятелей вокруг имени которых и в последующие времена продолжают бушевать такие страсти, как если бы речь шла о современнике.
Образ Демосфена использовался в политической борьбе, начиная с королевы Елизаветы, переводившей на английский язык Олинфские речи оратора, когда «Непобедимая армада» готовилась к вторжению на Британские острова.
Борьба, которую вел Демосфен против Филиппа, слишком часто находила отклик в менталитете позднейшей Европы, особенно когда начали оформляться современные нации и соответственно появились национальные чувства. Патриот, доходящий до фанатизма и ограниченный в своем фанатизме, борец за свободу и демократию, не гнушающийся персидского золота, шовинист, разделяющий абсурдные концепции и тешившийся абсурдными надеждами, любитель интриг, сложивший голову за дело, которому служил, но защищавший отжившие идеалы и тем самым мешавший поступательному ходу истории, которая выбрала своим орудием Филиппа, объединившего греков вопреки им самим, - таков далеко не полный перечень противоречивых суждений историков о Демосфене. В нем видели «святого» (Б.Нибур) и платного агента персидского царя (У.Карштедт).
Несомненно, что оценка Демосфена во многом определялась прежде всего общими взглядами на характер развития Греции во второй половине IV века до н.э. и роль Филиппа, а взгляды эти, в свою очередь, во многом зависели от политических симпатий того или иного историка.
Горячие поклонники диктаторских режимов и военной монархии занимали сторону Македонии против Демосфена, тогда как сторонники демократии выражали ему свое самое глубокое восхищение.