Одним из них был леонардо да винчи (1452—1519). его необыкновенная одарённость поражала современников. леонардо был художником, поэтом, архитектором, скульптором, музыкантом, божественно пел, увлекался , , астрономией, , философией, разбирался в механике и военном деле. его всеобъемлющий многогранный ум не имел себе равных даже среди разносторонних гениев возрождения. люди, знавшие леонардо да винчи, отмечали, что он своей наружностью являл высшую красоту: высок ростом и хорошо сложён, силён (правой рукой гнул стенное железное кольцо или подкову, как свинец), всегда щегольски одет, его беседа была обворожительна. после смерти леонардо осталось около семи тысяч страниц записей, черновиков, рукописей. а вот картин сохранилось совсем немного, хотя именно живописи он отдавал предпочтение, считал её царицей искусств. в трактате о живописи леонардо говорит о художнике как о человеке, наделённом божественным могуществом, способном охватить разнообразие природы и воссоздать его сначала в уме, а потом на бумаге или холсте. леонардо был не только гениальным живописцем, но одновременно и проницательным исследователем. расчёты ему показать в картинах глубину пространства, перспективу. длительные опыты научили изображать объём тончайшими оттенками, игрой света. героями произведений леонардо делал не богов и святых, а обычных людей. такова юная «мадонна с младенцем» («мадонна литта»). в мягких переливах света и тени — мать, прижавшая к груди дитя. нежное объятие её рук, лёгкая полуулыбка бесконечную любовь земной женщины к своему ребёнку. за спиной мадонны два окна, в которых виден прекрасный пейзаж. и, как бы оставляя в наследство будущим поколениям загадку, леонардо изобразил землю с огромной высоты. только истинный гений, живший в эпоху, когда люди и мечтать не могли о том, чтобы подняться в воздух, смог показать мир, недоступный фантазии простого смертного. не меньше загадок таится и в портрете моны лизы («джоконда») — жены богатого флорентийца. спокойно и величественно восседает она в кресле, глаза пристально смотрят на зрителя, на губах едва уловимая улыбка, «столь приятная, что, глядя на этот портрет, испытываешь более божественное, чем человеческое, » — писал биограф художника. неуловимая дымка окутывает лицо и фигуру моны лизы, смягчает контуры. кажется, эта женщина владеет какой-то тайной, волнующей и наших современников.
мезолит (средний каменный век, др.-греч. μέσος — средний и λίθος — камень) — период между палеолитом и неолитом, с вариантами датировок от xv до vi тысяч лет до нашей эры.
начало мезолита связано с окончанием ледникового периода в европе и исчезновением мегафауны, что затронуло большинство культур европейского региона. для регионов, не затронутых этим процессом, вместо термина «мезолит» используется хронологически идентичный термин «эпипалеолит»; для эпипалеолитических культур граница с палеолитом проходит не столь резко, иногда она весьма условна.
начался в конце плейстоцена, закончился с распространением земледелия, которое появилось в разных местностях в разное время. в некоторых областях, таких как ближний восток, земледелие уже существовало в конце плейстоцена, и поэтому мезолит там был кратким и почти незаметным.
этот период знаменуется окончанием ледникового периода, на земле установились привычный для нас климат, животный и растительный мир. во время мезолита люди расселились далеко на север, освоили территорию шотландии, , части побережья северного ледовитого океана.
важнейшими достижениями мезолита стало изобретение лука и стрел и приручение животных. собаки использовались для охоты и охраны жилища. эта эпоха характеризуется небольшими составными орудиями из кремня (микролиты, характерно использование техники микрорезца). в некоторых местах сохранились также рыболовные сети, каменные тесла и деревянные предметы, такие как каноэ и плоты.
мезолит отмечен прогрессом в развитии общественных факторов: членораздельной речи, формировании общих норм и правил поведения, запретов и предписаний, которые закреплялись идеологически и становились частью традиций, религии и табу. распространяются формы насилия, связанные не с проблемой выживания, а с нарушением общественных норм, когда нарушители подвергались различным формам принуждения, а иногда и расправе.
накапливаются новые знания об окружающем мире, развиваются и совершенствуются умения, выжить. так, людям необходимо было знать особенности кормовой территории, повадки животных, свойства растений и природных минералов. появился первый опыт лечения травм, полученных во время охоты, вывихов, нарывов, укусов змей и т. д. проводились первые хирургические операции: удаление зубов, ампутация конечностей.
образование первых так называемых «жилых холмов» (площадью приблизительно 2-4 га, иногда около 10 га) относится именно к периоду мезолита.
развивается искусство. найдены многочисленные рисунки людей, животных, растений; скульптура, в отличие от прежних так называемых палеолитических венер с гипертрофированными вторичными половыми признаками, становятся более сложными, имеются даже изображения фантастических существ (например, «человек-рыба» из лепенского вира). появляются зачатки пиктографии — прототипа рисуночного письма. возникает музыка и танцы, использовавшиеся во время празднеств и ритуалов. углубляются языческие религиозные представления.
в палеолите древний художник видел и, соответственно, изображал объект охоты. а в мезолите внимание художника перенеслось на соплеменников. именно на соплеменников - не на изображение одного человека, а на групповые сцены охоты, преследования, войны. каждая человеческая фигурка изображена весьма условно, акцент делается на действии, которое она совершает: стреляет из лука, наносит удар копьём, мчится вслед за убегающей добычей. наскальные изображения мезолита многофигурны. художник осознаёт себя частью общества, находящегося в постоянном движении, в центре бурлящей жизни. детали не важны. важны именно общность, движение - и свидетельство тому наскальные изображения мезолита.
в лесных районах мира появились первые признаки обезлесения, которое становится массовым в период неолита, когда потребовались большие пространства для земледелия.
в археологии доколумбовой америки термин «мезолит» не используется во избежание хронологической путаницы, поскольку явления, подобные европейскому мезолиту (окультуривание растений, местная керамика), возникли в америке существенно позднее, около 2000 г. до н. э. (поздний архаический период американской хронологии). одним из древнейших примеров окультуривания растений в америке является памятник эджуотер-парк, который датируется около 1800 г. до н. э. у большинства племён северной и южной америки охота и собирательство доминировали над земледелием вплоть до контакта с европейцами.
мезолит (средний каменный век, др.-греч. μέσος — средний и λίθος — камень) — период между палеолитом и неолитом, с вариантами датировок от xv до vi тысяч лет до нашей эры.
начало мезолита связано с окончанием ледникового периода в европе и исчезновением мегафауны, что затронуло большинство культур европейского региона. для регионов, не затронутых этим процессом, вместо термина «мезолит» используется хронологически идентичный термин «эпипалеолит»; для эпипалеолитических культур граница с палеолитом проходит не столь резко, иногда она весьма условна.
начался в конце плейстоцена, закончился с распространением земледелия, которое появилось в разных местностях в разное время. в некоторых областях, таких как ближний восток, земледелие уже существовало в конце плейстоцена, и поэтому мезолит там был кратким и почти незаметным.
этот период знаменуется окончанием ледникового периода, на земле установились привычный для нас климат, животный и растительный мир. во время мезолита люди расселились далеко на север, освоили территорию шотландии, , части побережья северного ледовитого океана.
важнейшими достижениями мезолита стало изобретение лука и стрел и приручение животных. собаки использовались для охоты и охраны жилища. эта эпоха характеризуется небольшими составными орудиями из кремня (микролиты, характерно использование техники микрорезца). в некоторых местах сохранились также рыболовные сети, каменные тесла и деревянные предметы, такие как каноэ и плоты.
мезолит отмечен прогрессом в развитии общественных факторов: членораздельной речи, формировании общих норм и правил поведения, запретов и предписаний, которые закреплялись идеологически и становились частью традиций, религии и табу. распространяются формы насилия, связанные не с проблемой выживания, а с нарушением общественных норм, когда нарушители подвергались различным формам принуждения, а иногда и расправе.
накапливаются новые знания об окружающем мире, развиваются и совершенствуются умения, выжить. так, людям необходимо было знать особенности кормовой территории, повадки животных, свойства растений и природных минералов. появился первый опыт лечения травм, полученных во время охоты, вывихов, нарывов, укусов змей и т. д. проводились первые хирургические операции: удаление зубов, ампутация конечностей.
образование первых так называемых «жилых холмов» (площадью приблизительно 2-4 га, иногда около 10 га) относится именно к периоду мезолита.
развивается искусство. найдены многочисленные рисунки людей, животных, растений; скульптура, в отличие от прежних так называемых палеолитических венер с гипертрофированными вторичными половыми признаками, становятся более сложными, имеются даже изображения фантастических существ (например, «человек-рыба» из лепенского вира). появляются зачатки пиктографии — прототипа рисуночного письма. возникает музыка и танцы, использовавшиеся во время празднеств и ритуалов. углубляются языческие религиозные представления.
в палеолите древний художник видел и, соответственно, изображал объект охоты. а в мезолите внимание художника перенеслось на соплеменников. именно на соплеменников - не на изображение одного человека, а на групповые сцены охоты, преследования, войны. каждая человеческая фигурка изображена весьма условно, акцент делается на действии, которое она совершает: стреляет из лука, наносит удар копьём, мчится вслед за убегающей добычей. наскальные изображения мезолита многофигурны. художник осознаёт себя частью общества, находящегося в постоянном движении, в центре бурлящей жизни. детали не важны. важны именно общность, движение - и свидетельство тому наскальные изображения мезолита.
в лесных районах мира появились первые признаки обезлесения, которое становится массовым в период неолита, когда потребовались большие пространства для земледелия.
в археологии доколумбовой америки термин «мезолит» не используется во избежание хронологической путаницы, поскольку явления, подобные европейскому мезолиту (окультуривание растений, местная керамика), возникли в америке существенно позднее, около 2000 г. до н. э. (поздний архаический период американской хронологии). одним из древнейших примеров окультуривания растений в америке является памятник эджуотер-парк, который датируется около 1800 г. до н. э. у большинства племён северной и южной америки охота и собирательство доминировали над земледелием вплоть до контакта с европейцами.