Аристотелю были глубоко чужды представления Эмпедокла об органическом мире и его происхождении. Мировоззрение Аристотеля проникнуто телеологизмом и отрицанием эволюционизма. При этом биологический мир как объект исследования особенно увлекал Аристотеля. Любой растительный или животный организм -- это некое законченное целое, представляющее собой реализацию определенной формы. Такой организм состоит из многих неоднородных частей или органов, каждый из которых выполняет свою вполне определенную функцию, необходимую для поддержания жизнедеятельности всего организма. Выполнение этой функции и есть цель, ради которой этот орган существует. Выполнение функций органом требует, как правило, не одной, а нескольких двигаться, сжиматься и расширяться, воспринимать ощущение и др. ) . Поэтому орган должен состоять не из одной, а многих однородных частей. Аристотель, бесспорно, был величайшим биологом своего времени. Если в области астрономии, физики, механики Аристотель во многом оставался спекулятивным мыслителем, то к живой природе он относился с исключительной наблюдательностью, проницательностью, стремился к постижению мельчайших деталей. Он вскрывал трупы различных животных, делая при этом выводы и об анатомическом строении человека; он изучил свыше пятисот видов животных, описал их внешний вид, и где мог -- также и строение; рассказал об их образе жизни, нравах и инстинктах, сделал множество более частных открытий. Альбомы рисунков результатов анатомического расчленения животных и их органов, именовавшиеся “Анатомиями”, служили приложениями к “Истории животных”; к сожалению, эти альбомы позднее оказались утерянными. Наряду с идеалистическим, креационистским пониманием антропосоциогенеза в древности развивались и материалистические представления о естественном происхождении человека. Так, еще философы античного мира высказывали мысли о том, что происхождение человека во многом сходно с происхождением животных: те и другие образуются в результате соединения исходных стихий в части и органы, которые под действием тепла соединяются в тело. Такую концепцию развивал, в частности, великий материалист и атомист древности Демокрит. Аристотель трактовал человека как некое “политическое животное”, которое отличается от животного только наличием нравственности и на этой основе стремлением к “совместному жительству”.
мире и его происхождении. Мировоззрение Аристотеля проникнуто
телеологизмом и отрицанием эволюционизма. При этом биологический мир как
объект исследования особенно увлекал Аристотеля.
Любой растительный или животный организм -- это некое законченное целое, представляющее собой реализацию определенной формы.
Такой организм состоит из многих неоднородных частей или органов,
каждый из которых выполняет свою вполне определенную функцию,
необходимую для поддержания жизнедеятельности всего организма.
Выполнение этой функции и есть цель, ради которой этот орган существует.
Выполнение функций органом требует, как правило, не одной, а нескольких
двигаться, сжиматься и расширяться, воспринимать ощущение
и др. ) . Поэтому орган должен состоять не из одной, а многих однородных
частей.
Аристотель, бесспорно, был величайшим биологом своего времени. Если в
области астрономии, физики, механики Аристотель во многом оставался
спекулятивным мыслителем, то к живой природе он относился с
исключительной наблюдательностью, проницательностью, стремился к
постижению мельчайших деталей. Он вскрывал трупы различных животных,
делая при этом выводы и об анатомическом строении человека; он изучил
свыше пятисот видов животных, описал их внешний вид, и где мог -- также и
строение; рассказал об их образе жизни, нравах и инстинктах, сделал
множество более частных открытий. Альбомы рисунков результатов
анатомического расчленения животных и их органов, именовавшиеся
“Анатомиями”, служили приложениями к “Истории животных”; к сожалению,
эти альбомы позднее оказались утерянными.
Наряду с идеалистическим, креационистским пониманием антропосоциогенеза в
древности развивались и материалистические представления о естественном
происхождении человека. Так, еще философы античного мира высказывали
мысли о том, что происхождение человека во многом сходно с
происхождением животных: те и другие образуются в результате соединения
исходных стихий в части и органы, которые под действием тепла
соединяются в тело. Такую концепцию развивал, в частности, великий
материалист и атомист древности Демокрит. Аристотель трактовал человека
как некое “политическое животное”, которое отличается от животного
только наличием нравственности и на этой основе стремлением к
“совместному жительству”.