Сарматы и гунны – предки тюркских народов болгары и хазары вопрос об этнической принадлежности сарматов в науке еще не решен, хотя большинство ученых считают их ираноязычными. в подтверждение этой концепции иранисты приводят малоубедительные факты, ссылаясь в основном на сарматскую ономастику. гораздо больше фактов, к тому же, более убедительных, можно в пользу концерции о тюркоязычности сарматов, в то же время признавая наличие среди них не только тюркских, но славянских, иранских, финно-угорских и других племен. крупнейший сарматолог к.ф. смирнов утверждает, что сарматы были ираноязычными, и, по его словам, сарматы – это «общее обозначение ираноязычных кочевников восточной европы»
После смерти ярослава мудрого усилилась тенденция к раздроблению земель. ярослав разделил земли между пятью сыновьями и внуком. традиционно на руси существовал «очередной порядок» правления: земля считалась общим достоянием княжеского рода. князья получали во временное какую-либо часть этого общего владения - тем лучшую, чем старше считался тот или иной князь. по замыслу ярослава мудрого старшинство должно определяться следующим образом: за властвовавшим киевским князем шли все его братья, после их смерти - их старшие сыновья. такой порядок престолонаследия вызывал постоянные распри между братьями князей и их детьми, междоусобицы (старший сын великого князя мог занять отцовский престол только после смерти всех своих дядьев; если какой-то князь умирал, не дойдя до киевского княжения, его дети теряли право двигаться вверх по очереди старшинства, становились «изгоями»).время правления ярослава мудрого (1019-1054) - расцвет киевской руси. ему была подвластна огромная территория от черного до морей. в 1036 г. ярослав нанес поражение осаждавшим киев печенегам, и после этого они уже не нападали на земли. родства и союза с ярославом искали государи европы. посредством брака он и его родственники породнились с правящими домами византии, франции, германии, скандинавских стран. ярослав поднял престиж церкви. в 1051 г. он утвердил киевским митрополитом иллариона (без ведома константинопольского патриарха). при ярославе появились первые святые: были канонизированы борис и глеб - братья ярослава, убитые в ходе междоусобицы. в правление ярослава начинается составление одного из крупных юридических памятников средневековья - « правды» - свода законов государства. « правда» - ценнейший, а в ряде случаев и единственный источник по социально- и политической киевской руси. в 1097 г. по инициативе переяславского князя владимира мономаха (прозвище перешло к нему от деда - византийского императора) князья собрались на съезд в любече, на котором было принято решение: «кождо да держит отчину свою». таким образом, русь распалась на «отчины» - наследственные владения различных ветвей княжеского рода. киев по-прежнему считался главным среди городов, и правил там старший, великий князь. от окончательного распада киевскую русь сдерживал внешний фактор - появление к середине xi в. в степях новых кочевников - половцев. но и после любечского съезда прекратить усобицы не удалось.владимир мономах переработал и дополнил краткую редакцию « правды». в результате сложилась пространная редакция « правды». владимир мономах восстановил единство руси, так как его авторитет среди других князей был бесспорен, а ослушников он жестоко карал. он нанес ряд тяжелых поражений половцам, заставил их прекратить набеги. при владимире мономахе укрепился международный авторитет руси. в его правление была составлена «повесть временных лет», авторство которой приписывается монаху киевопечерского монастыря нестору.