Николаевское правительство попыталось разработать собственную идеологию и внедрить ее в школы, университеты, печать. Главным идеологом самодержавия стал министр народного просвещения граф С. С. Уваров, выдвинувший теорию «официальной народности» («самодержавие, православие, народность» ) . По этой теории пассивность народа, наблюдавшаяся в первой половине XIX в. , представлялась в качестве самобытных, исконных черт русского характера, а дворянско-интеллигентская революционность изображалась как испорченность образованной части общества влиянием чуждых России западных идей. В сочинениях официальных писателей восхвалялись существующие в России порядки, «самобытная» Россия противопоставлялась «растленному» Западу. Для многих здравомыслящих людей была очевидна надуманность казенной «теории» , однако открыто об этом не говорили. Поэтому такое сильное впечатление произвело на современников опубликованное в 1836 г. в журнале «Телескоп» «Философическое письмо» П. Я. Чаадаева, который с горечью и негодованием говорил об изоляции России от идейных течений Запада, о духовном застое, навязанном правительством. По распоряжению царя Чаадаев был объявлен сумасшедшим. В царствование Николая сложился громадный бюрократический аппарат. Появлялись новые министерства, ведомства; к 1857 г. число чиновников выросло в пять раз по сравнению с началом века. Бюрократическое управление, отличающееся канцелярской волокитой и бумагомарательством, породило круговую безответственность за принятые решения: мелкие чиновники готовили доклады, начальники, не вникая, подписывали — в итоге никто ни за что не отвечал. К тому же министрами нередко становились армейские генералы, мало знакомые с деятельностью вверенного им министерства. «Россией правят столоначальники» , — сказал однажды Николай, подметив роль среднего чиновничества в решении разных дел. Бюрократия четко соблюдала свои интересы, выдавая их за государственные нужды; разрастались штаты министерств и ведомств, а вместе с ними — внешнеполитические амбиции и военные расходы. При этом наука, культура и образование финансировались крайне скудно. Предел всевластию бюрократии мог быть положен только введением подлинно конституционного строя.
1) Спартиаты- полноправные граждане (господствующее племя). Периэки- свободные, но неполноправные граждане (личная свобода, право на владение земельной собственностью, но политическими правами не обладали). Илоты- рабы спартанской общины. 2) Первое и самое главное нововведение Ликурга- Совет старейшин (герусия)- герусии принадлежал высший суд, обсуждение и внесение законопроектов. Передел земли. Введение закона против роскоши. Запрет спартиатам заниматься торговлей. Введение единообразного и обязательного воспитания и обучения всех спартиатов. Из оборота были сняты реальные деньги- замена на железные (вне Спарты не имела ценности). 3) Главным было- воспитать война подчиняться. Спартанское воспитание готовило жестоких воинов лишь приказывать, подчиняться и убивать. (освоение элементарной грамоты, физич. подготовка и музыка под которую сподручнее было идти в бой). Мальчики, отобранные у родителей с семи лет, жили небольшими отрядами – агелы, под руководством подростков. Спали на подстилках из колючего тростника. Скудная пища. Целый год ходили в хитоне, который в 12 лет заменялся плащём. Игрушек не имели. Подростки и взрослые спартиаты следили за тем, чтобы дети чаще ссорились – в драках закаляется характер и проявляется мужество. Испытание выносливости – раз в год подвергались порке на алтаре Артемиды. 4) Апелла (народное собрание). Двойная царская власть- семья Агиадов и Еврипонтидов. (цари назывались архагетами). Герусия (совет старейшин). Коллегия 5 эфоров (институт заместителей царей).
В царствование Николая сложился громадный бюрократический аппарат. Появлялись новые министерства, ведомства; к 1857 г. число чиновников выросло в пять раз по сравнению с началом века. Бюрократическое управление, отличающееся канцелярской волокитой и бумагомарательством, породило круговую безответственность за принятые решения: мелкие чиновники готовили доклады, начальники, не вникая, подписывали — в итоге никто ни за что не отвечал. К тому же министрами нередко становились армейские генералы, мало знакомые с деятельностью вверенного им министерства. «Россией правят столоначальники» , — сказал однажды Николай, подметив роль среднего чиновничества в решении разных дел. Бюрократия четко соблюдала свои интересы, выдавая их за государственные нужды; разрастались штаты министерств и ведомств, а вместе с ними — внешнеполитические амбиции и военные расходы. При этом наука, культура и образование финансировались крайне скудно. Предел всевластию бюрократии мог быть положен только введением подлинно конституционного строя.
2) Первое и самое главное нововведение Ликурга- Совет старейшин (герусия)- герусии принадлежал высший суд, обсуждение и внесение законопроектов. Передел земли. Введение закона против роскоши. Запрет спартиатам заниматься торговлей. Введение единообразного и обязательного воспитания и обучения всех спартиатов. Из оборота были сняты реальные деньги- замена на железные (вне Спарты не имела ценности).
3) Главным было- воспитать война подчиняться. Спартанское воспитание готовило жестоких воинов лишь приказывать, подчиняться и убивать. (освоение элементарной грамоты, физич. подготовка и музыка под которую сподручнее было идти в бой). Мальчики, отобранные у родителей с семи лет, жили небольшими отрядами – агелы, под руководством подростков. Спали на подстилках из колючего тростника. Скудная пища. Целый год ходили в хитоне, который в 12 лет заменялся плащём. Игрушек не имели. Подростки и взрослые спартиаты следили за тем, чтобы дети чаще ссорились – в драках закаляется характер и проявляется мужество. Испытание выносливости – раз в год подвергались порке на алтаре Артемиды.
4) Апелла (народное собрание). Двойная царская власть- семья Агиадов и Еврипонтидов. (цари назывались архагетами). Герусия (совет старейшин). Коллегия 5 эфоров (институт заместителей царей).