Патриарх православной церкви Никон и протопоп Аввакум, тоже ее священнослужитель – два противника, ставшие по две разные стороны Раскола церкви. Раскол же случился в истории России в середине 17-го века (1650-60-е годы).
Патриарх Никон задумал реформировать русскую православную церковь, поскольку расхождения с греческими книгами приводили к конфликтам с иностранными собратьями по вере. Он, ссылаясь на раннехристианские источники, заменил крещение двумя пальцами (перстами) на крещение щепотью (тремя пальцами), поменял направление крестного хода. Поменялись еще некоторые ритуалы, а также изменен текст некоторых церковных книг.
Но вот в русском обществе Никона поддержали далеко не все.
Я, как автор данного исторического сообщения, поддерживаю ту точку зрения, что многие верующие тогда просто были заморочены страхом «бесовщины». Поэтому реформу Никона восприняли как конец света и пришествие сатаны. Многие верили в магическую силу определенного ритуала крещения или крестного хода, и изменение ритуала привело их в ужас. С другой стороны, не доказано и сейчас, что изменение церковных книг было обосновано историческими источниками.
Протопоп Аввакум возглавил движение против Никоновской реформы, к которому присоединилось множество духовенства, аристократов и простых людей – десятки, и сотни тысяч. Большинство их власть в лице царя Алексея Михайловича, отца Петра Первого, подвергла репрессиям. Бояр высылали, непокорных монахов просто разгоняли из монастырей, простых людей наказывали кнутом. Аввакум был заключен в темницу, где сожжен как еретик после многолетнего пребывания. Никон же сам доживал жизнь в ссылке, не угодив царю.
Никон – достаточно яркий пример реформатора «огнем и мечом», а Аввакум – непокорного оппозиционера, к сожалению, мало успешного в итоге, ставшего жертвой вместе с соратниками.
Патриарх православной церкви Никон и протопоп Аввакум, тоже ее священнослужитель – два противника, ставшие по две разные стороны Раскола церкви. Раскол же случился в истории России в середине 17-го века (1650-60-е годы).
Патриарх Никон задумал реформировать русскую православную церковь, поскольку расхождения с греческими книгами приводили к конфликтам с иностранными собратьями по вере. Он, ссылаясь на раннехристианские источники, заменил крещение двумя пальцами (перстами) на крещение щепотью (тремя пальцами), поменял направление крестного хода. Поменялись еще некоторые ритуалы, а также изменен текст некоторых церковных книг.
Но вот в русском обществе Никона поддержали далеко не все.
Я, как автор данного исторического сообщения, поддерживаю ту точку зрения, что многие верующие тогда просто были заморочены страхом «бесовщины». Поэтому реформу Никона восприняли как конец света и пришествие сатаны. Многие верили в магическую силу определенного ритуала крещения или крестного хода, и изменение ритуала привело их в ужас. С другой стороны, не доказано и сейчас, что изменение церковных книг было обосновано историческими источниками.
Протопоп Аввакум возглавил движение против Никоновской реформы, к которому присоединилось множество духовенства, аристократов и простых людей – десятки, и сотни тысяч. Большинство их власть в лице царя Алексея Михайловича, отца Петра Первого, подвергла репрессиям. Бояр высылали, непокорных монахов просто разгоняли из монастырей, простых людей наказывали кнутом. Аввакум был заключен в темницу, где сожжен как еретик после многолетнего пребывания. Никон же сам доживал жизнь в ссылке, не угодив царю.
Никон – достаточно яркий пример реформатора «огнем и мечом», а Аввакум – непокорного оппозиционера, к сожалению, мало успешного в итоге, ставшего жертвой вместе с соратниками.