Промышленный переворот начался в Англии в 60-е гᴦ. XVIII в. Эта страна обладала густой сетью мануфактур, функционировавших на базе принципа разделения труда: организация производства здесь достигает высокой степени развития, что предельному упрощению и специализации отдельных производственных операций. Замена и вытеснение ручного труда машинами, что составляет сущность промышленного переворота͵ впервые происходит в легкой промышленности. Внедрение машин в этой сфере производства требовало меньших капиталовложений и приносило быструю финансовую отдачу. В 1765 ᴦ. ткач Д. Харгривс изобрел механическую прялку, в которой одновременно работали 15—18 веретен. Это изобрете-
ние, неоднократно модернизировавшееся, вскоре распространилось по всей Англии. Важной вехой в процессе усовершенствований стало изобретение Д. Уаттом в 1784 ᴦ. паровой машины, которую можно было использовать практически во всех отраслях промышленности. Новая техника потребовала иной организации производства. Мануфактура начинает вытесняться фабрикой. В отличие от мануфактуры, основанной на ручном труде, фабрика была крупным машинным предприятием, рассчитанным на выпуск огромного количества стандартной продукции. Развитие промышленности имело своим следствием рост транспортной инфраструктуры: осуществляется строительство новых каналов, шоссейных дорог; с первой четверти XIXв. активно развивается железнодорожный транспорт. К середине века протяженность железнодорожных путей в Англии составила более 8000км. Морская и речная торговля также модернизировалЬсь с началом использования на флоте паровых машин. Успехи Англии в промышленном секторе были впечатляющими: в конце XVIII — первой половине XIX вв. ее стали называть ʼʼмастерской мираʼʼ.
Промышленный переворот начался в Англии в 60-е гᴦ. XVIII в. Эта страна обладала густой сетью мануфактур, функционировавших на базе принципа разделения труда: организация производства здесь достигает высокой степени развития, что предельному упрощению и специализации отдельных производственных операций. Замена и вытеснение ручного труда машинами, что составляет сущность промышленного переворота͵ впервые происходит в легкой промышленности. Внедрение машин в этой сфере производства требовало меньших капиталовложений и приносило быструю финансовую отдачу. В 1765 ᴦ. ткач Д. Харгривс изобрел механическую прялку, в которой одновременно работали 15—18 веретен. Это изобрете-
ние, неоднократно модернизировавшееся, вскоре распространилось по всей Англии. Важной вехой в процессе усовершенствований стало изобретение Д. Уаттом в 1784 ᴦ. паровой машины, которую можно было использовать практически во всех отраслях промышленности. Новая техника потребовала иной организации производства. Мануфактура начинает вытесняться фабрикой. В отличие от мануфактуры, основанной на ручном труде, фабрика была крупным машинным предприятием, рассчитанным на выпуск огромного количества стандартной продукции. Развитие промышленности имело своим следствием рост транспортной инфраструктуры: осуществляется строительство новых каналов, шоссейных дорог; с первой четверти XIXв. активно развивается железнодорожный транспорт. К середине века протяженность железнодорожных путей в Англии составила более 8000км. Морская и речная торговля также модернизировалЬсь с началом использования на флоте паровых машин. Успехи Англии в промышленном секторе были впечатляющими: в конце XVIII — первой половине XIX вв. ее стали называть ʼʼмастерской мираʼʼ.