Сословный быт и картина мира русского человека в 17 в.
1. Изменение в восприятии картины мира русским человеком в 17 в.
Русский человек:
а) ощущал свою принадлежность к единой огромной стране и русскому народу, составлявшему основу
б) осознал бескрайние просторы своего Отечества, территория которого достигла Тихого океана
в) преодолев смуту, осознал роль и значение гос. порядка и стабильности
г) осознал изменившееся положение крестьян в обществе
д) понял и осмыслил, что и полит., и повседневный опыт, уклад жизни отличается от общепринятого в России (благодаря контактам с Европой и Азией)
е) задумался над сущностью веры и ее ролью в жизни
2. Общинные традиции
Соборное уложение 1649 г. лишило крестьянина свободы передвижения, но оставались права на собственность, занятия торговлей, заключение договоров, распоряжение своим имуществом, личная и собственная жизнь крестьянина определялась нормами и правилами, существовавшими в их общине.
Традиционные основы общины:
а) совместное владение землей
б) взаимо
в) выборность руководитель
г) решение важнейших вопросов на крестьянском сходе
д) равноправие
Традиции, сопровождающие работы:
а) накануне сева крестьянин мылся в бане, чтобы уродился хлеб
б) перед началом посевных работ приглашали священника
в) на сев крестьянин выходил в чистой белой рубахе
г) на покос девушки отправлялись в лучших своих нарядах
3. Православие в повседневной жизни русского народа.
Община строила и содержала приходские церкви, а священник назначался после одобрения мира.
Иностранцы отмечали набожность русских людей: церкви имелись во многих поселениях; в русской избе в красном угле находились иконы; крестились и молились в течение всего дня; соблюдали пост; причастились, исповедовались и каялись.
Праздничными символами были Пасха и Троица. Всё село собиралось на братчину.
4. Образ царя в народном сознании.
Крестьяне воспринимали мир как единую общину, глава которой был царь. Люди видели в нем защитника и опору. Святой обязанностью царя было молиться за Русь и совершать паломничества по монастырям. Православные люди наделяли царскую власть божественным смыслом, считая царя помазанником Божьим. Царь нес ответственность только перед Богом. При этом люди мечтали о добром, справедливом, милосердном, заботливом царе.
5. Домашний быт российских царей.
Спальники одевали царя после сна; стольники участвовали в его трапезе; казначеи и ключники отвечали за сохранность личных вещей; конюшие, псари и сокольничьи готовили для охоты лошадей, собак, соколов; каретники следили за исправностью экипажей.
В первой половине 17 в. главным украшением дворцовых помещений были выложенные разноцветными изразцами печи; во второй половине - голландские и немецкие картины, гравюры, венецианские зеркала, напольные часы.
Царские дворцы состояли из жилых комнат для государя и его семьи, парадных залов, хоз. помещений
6. Повседневный быт первого сословия.
Дворы бояр и богатых дворян представляли собой подобие царского двора, только в миниатюре: целый комплекс деревянных строений; дома раскрашивали в разные цвета; наличники, балконы, крыльцо были отделены богатыми резными украшениями; в центре всегда оставалась печь, украшенная изразцами и росписями; были и ковры; посуда была серебряная и золотая. Одежда оставалась традиционной, но расширился выбор тканей. Средством передвижения были кареты.
7. Повседневная жизнь посадского населения.
У горожан были жилые дома, подклети, бани, конюшни, сараи. Домашняя обстановка была скромной: лавки, столы, сундуки, иконы.
8. Быт и обычаи крестьян.
Крестьянский двор состоял из крытой дранкой или соломой избы; зимой держали мелкий скот; для освещения использовали лучину; одежду шили из домотканых холстов, овчины и шкур др.животных; носили лапти; посуда была деревянная и глиняной; основой питания были зерновые культуры.
Семья состояла из 10 человек, во главе был старший по возрасту мужчина. Вступать в брак можно было не более 3 раз. За второй брак было церковное наказание.
1. Изменение в восприятии картины мира русским человеком в 17 в.
Русский человек:
а) ощущал свою принадлежность к единой огромной стране и русскому народу, составлявшему основу
б) осознал бескрайние просторы своего Отечества, территория которого достигла Тихого океана
в) преодолев смуту, осознал роль и значение гос. порядка и стабильности
г) осознал изменившееся положение крестьян в обществе
д) понял и осмыслил, что и полит., и повседневный опыт, уклад жизни отличается от общепринятого в России (благодаря контактам с Европой и Азией)
е) задумался над сущностью веры и ее ролью в жизни
2. Общинные традиции
Соборное уложение 1649 г. лишило крестьянина свободы передвижения, но оставались права на собственность, занятия торговлей, заключение договоров, распоряжение своим имуществом, личная и собственная жизнь крестьянина определялась нормами и правилами, существовавшими в их общине.
Традиционные основы общины:
а) совместное владение землей
б) взаимо
в) выборность руководитель
г) решение важнейших вопросов на крестьянском сходе
д) равноправие
Традиции, сопровождающие работы:
а) накануне сева крестьянин мылся в бане, чтобы уродился хлеб
б) перед началом посевных работ приглашали священника
в) на сев крестьянин выходил в чистой белой рубахе
г) на покос девушки отправлялись в лучших своих нарядах
3. Православие в повседневной жизни русского народа.
Община строила и содержала приходские церкви, а священник назначался после одобрения мира.
Иностранцы отмечали набожность русских людей: церкви имелись во многих поселениях; в русской избе в красном угле находились иконы; крестились и молились в течение всего дня; соблюдали пост; причастились, исповедовались и каялись.
Праздничными символами были Пасха и Троица. Всё село собиралось на братчину.
4. Образ царя в народном сознании.
Крестьяне воспринимали мир как единую общину, глава которой был царь. Люди видели в нем защитника и опору. Святой обязанностью царя было молиться за Русь и совершать паломничества по монастырям. Православные люди наделяли царскую власть божественным смыслом, считая царя помазанником Божьим. Царь нес ответственность только перед Богом. При этом люди мечтали о добром, справедливом, милосердном, заботливом царе.
5. Домашний быт российских царей.
Спальники одевали царя после сна; стольники участвовали в его трапезе; казначеи и ключники отвечали за сохранность личных вещей; конюшие, псари и сокольничьи готовили для охоты лошадей, собак, соколов; каретники следили за исправностью экипажей.
В первой половине 17 в. главным украшением дворцовых помещений были выложенные разноцветными изразцами печи; во второй половине - голландские и немецкие картины, гравюры, венецианские зеркала, напольные часы.
Царские дворцы состояли из жилых комнат для государя и его семьи, парадных залов, хоз. помещений
6. Повседневный быт первого сословия.
Дворы бояр и богатых дворян представляли собой подобие царского двора, только в миниатюре: целый комплекс деревянных строений; дома раскрашивали в разные цвета; наличники, балконы, крыльцо были отделены богатыми резными украшениями; в центре всегда оставалась печь, украшенная изразцами и росписями; были и ковры; посуда была серебряная и золотая. Одежда оставалась традиционной, но расширился выбор тканей. Средством передвижения были кареты.
7. Повседневная жизнь посадского населения.
У горожан были жилые дома, подклети, бани, конюшни, сараи. Домашняя обстановка была скромной: лавки, столы, сундуки, иконы.
8. Быт и обычаи крестьян.
Крестьянский двор состоял из крытой дранкой или соломой избы; зимой держали мелкий скот; для освещения использовали лучину; одежду шили из домотканых холстов, овчины и шкур др.животных; носили лапти; посуда была деревянная и глиняной; основой питания были зерновые культуры.
Семья состояла из 10 человек, во главе был старший по возрасту мужчина. Вступать в брак можно было не более 3 раз. За второй брак было церковное наказание.