Цели, поставленные перед этой реформой, были широкими, а именно - показать на опыте реформы государственными крестьянами «пример для дворянства» в части «благоустройства крестьян» и тем самым «побудить их к согласию на изменение положения крепостных крестьян» . под этим лозунгом киселев и осуществлял свои преобразования в государственными крестьянами. однако поставленной «цели» он не достиг и достигнуть не мог. киселев слыл за либерала и считался главным советником царя по крестьянскому вопросу. в 1836 г. киселев стал во главе v отделения канцелярии «его императорского величества» , которому было поручено ведение делами государственных крестьян. государственными крестьянами до этого времени ведало министерство финансов. и это было не случайно, ибо феодально-крепостное государство стремилось выколотить из государственных крестьян как можно больше податей. государственных крестьян было в то время около 10 млн. мужских душ. положение их отличалось от положения помещичьих крестьян тем, что они эксплуатировались не отдельным помещиком, а классом крепостников и крепостным государством в целом. на государственных крестьянах лежали тяжелые повинности: устройство дорог, ямская повинность, корабельная - по рубке и заготовке леса и т. п. государство брало с них большие подати, представлявшие один из основных источников доходов казны. часть государственных крестьян, особенно на украине, работала на арендаторов казенных имений, так называемых посессоров, отбывая своеобразную барщину. в связи с реформой, проведенной киселевым, для государственными крестьянами в 1837 г. было создано специальное министерство государственных имуществ, во главе которого был поставлен он сам. на местах - в губерниях - были созданы губернские палаты, в округах и уездах были назначены окружные начальники. округа делились на волости с шестью-восемью тысячами мужского крестьянского населения. в волости выбирался волостной старшина и два заседателя. при них находился писарь. сельский сход, «мир» , избирал в деревне старосту. волостной старшина обладал административными правами, мог приговорить крестьянина к штрафу до 1 рубля, наказать его ударами палок до 20 раз и даже посадить под арест на срок до шести дней. старшина и староста находились под прямым контролем уездных царских чиновников. таким образом, суть реформы, которую провел граф киселев в государственными крестьянами, сводилась к усилению сверху донизу органов власти, государственными крестьянами. наряду с этим был уточнен порядок обложения крестьян податями и усовершенствована система взимания их. положительным моментом в реформе киселева было создание волостных и сельских и увеличение земельных наделов в тех селениях, где было чрезмерное малоземелье. но это увеличение наделов было крайне недостаточным и мало меняло положение подавляющей массы государственных крестьян. в то же самое время над государственными крестьянами усиливалась власть и произвол царских чиновников, крестьянские сходы были полностью под их контролем, выросли повинности государственных крестьян по строительству дорог, мостов, рубке леса и т. д. , и не даром среди крестьян пошел разговор, что их продали «в удел» киселеву. в результате перестройки аппарата по государственными крестьянами киселеву удалось добиться «снижения» недоимок, т. е. выжать из крестьян гораздо больше средств, чем до тех пор. количество недоимок до реформы киселева составляло 33 млн. рублей, а после его реформы оно снизилось до 17 млн. рублей. реформа киселева вызвала обострение борьбы государственных крестьян против усиления их эксплуатации крепостническим государством. но она не оказала серьезного влияния на положение государственных крестьян и не послужила никаким поводом или примером к изменению положения помещичьих крестьян, как это замышлялось в начале ее проведения.
Цели, поставленные перед этой реформой, были широкими, а именно - показать на опыте реформы государственными крестьянами «пример для дворянства» в части «благоустройства крестьян» и тем самым «побудить их к согласию на изменение положения крепостных крестьян». под этим лозунгом киселев и осуществлял свои преобразования в государственными крестьянами. однако поставленной «цели» он не достиг и достигнуть не мог. киселев слыл за либерала и считался главным советником царя по крестьянскому вопросу. в 1836 г. киселев стал во главе v отделения канцелярии «его императорского величества», которому было поручено ведение делами государственных крестьян. государственными крестьянами до этого времени ведало министерство финансов. и это было не случайно, ибо феодально-крепостное государство стремилось выколотить из государственных крестьян как можно больше податей. государственных крестьян было в то время около 10 млн. мужских душ. положение их отличалось от положения помещичьих крестьян тем, что они эксплуатировались не отдельным помещиком, а классом крепостников и крепостным государством в целом. на государственных крестьянах лежали тяжелые повинности: устройство дорог, ямская повинность, корабельная - по рубке и заготовке леса и т. п. государство брало с них большие подати, представлявшие один из основных источников доходов казны. часть государственных крестьян, особенно на украине, работала на арендаторов казенных имений, так называемых посессоров, отбывая своеобразную барщину. в связи с реформой, проведенной киселевым, для государственными крестьянами в 1837 г. было создано специальное министерство государственных имуществ, во главе которого был поставлен он сам. на местах - в губерниях - были созданы губернские палаты, в округах и уездах были назначены окружные начальники. округа делились на волости с шестью-восемью тысячами мужского крестьянского населения. в волости выбирался волостной старшина и два заседателя. при них находился писарь. сельский сход, «мир», избирал в деревне старосту. волостной старшина обладал административными правами, мог приговорить крестьянина к штрафу до 1 рубля, наказать его ударами палок до 20 раз и даже посадить под арест на срок до шести дней. старшина и староста находились под прямым контролем уездных царских чиновников. таким образом, суть реформы, которую провел граф киселев в государственными крестьянами, сводилась к усилению сверху донизу органов власти, государственными крестьянами. наряду с этим был уточнен порядок обложения крестьян податями и усовершенствована система взимания их. положительным моментом в реформе киселева было создание волостных и сельских и увеличение земельных наделов в тех селениях, где было чрезмерное малоземелье. но это увеличение наделов было крайне недостаточным и мало меняло положение подавляющей массы государственных крестьян. в то же самое время над государственными крестьянами усиливалась власть и произвол царских чиновников, крестьянские сходы были полностью под их контролем, выросли повинности государственных крестьян по строительству дорог, мостов, рубке леса и т. д., и не даром среди крестьян пошел разговор, что их продали «в удел» киселеву. в результате перестройки аппарата по государственными крестьянами киселеву удалось добиться «снижения» недоимок, т. е. выжать из крестьян гораздо больше средств, чем до тех пор. количество недоимок до реформы киселева составляло 33 млн. рублей, а после его реформы оно снизилось до 17 млн. рублей. реформа киселева вызвала обострение борьбы государственных крестьян против усиления их эксплуатации крепостническим государством. но она не оказала серьезного влияния на положение государственных крестьян и не послужила никаким поводом или примером к изменению положения помещичьих крестьян, как это замышлялось в начале ее проведения.