Контрольная работа по истории «Россия в 16 в.»
1 вариант
1. Период правления Ивана IV:
а) 1547 – 1584 гг. б) 1533 – 1584 гг. в) 1565 – 1572 гг. г) 1547 – 1598 гг.
2. В период 1565-1572 гг. проводилась политика
а) реформ б) опричнины в) усиления боярского хозяйства г) ограничения самодержавия
.3. Соотнесите термин и его объяснение.
А) условное земельное держание, даваемое за военную и государственную службу без права продажи, обмена, наследования
2) поместье
Б) денежный сбор с крестьян при уходе от феодала в Юрьев день
3) пожилое
В) наследственное земельное держание
4. Самым бесправным слоем населения были (-о)
а) холопы б) стрельцы 3) посадские «черные люди» 4) крепостные
5. Прочитайте фрагмент из сочинения современного историка:
«Развитие этого сословия происходит из дружинников князя. Затем появляются княжьи «дворные» слуги или «слуги под дворским», в состав которых входили как вольные люди, так и холопы… Их служба государю вознаграждалась поместным окладом – землями (их, в отличие от вотчины нельзя было передавать по наследству, это было держание только на условии службы) и денежными О каком сословии в нем идет речь?
а) о боярах б) о стрельцах 3) о дворянах 4) о гостях
6. Установите соответствие между датой, реформой и ее содержанием.
А) церковная
Г) введение единого московского рубля и копейки
2) 1589 г.
Б) денежная
Д) созыв собрания представителей всех русских земель
3) 1549 г.
В) центрального управления
Е) утверждение в России патриаршества
7. Время перехода крестьян от одного владельца к другому, согласно Судебнику 1497 г., носило название:
а) урочных лет б) Юрьева дня в) заповедных лет г) отходничества
8.Что из названного было причиной введения опричнины в середине XVI в.?
а) начавшийся голод в) восстания в Казани и Астрахани
б) заговор бояр против Ивана IV г) стремление к укреплению единоличной власти царя
9. Укажите три основных направления внешней политики в середине XVI в.:
а) ликвидация опасности границам России на востоке
б) установление власти московского царя над Крымским ханством
в) создание морских портов на побережье Чёрного моря
г) выход в Балтийское море
д) присоединение важного стратегического и торгового центра – Астрахани
е) отвоевание у Великого княжества Литовского земель на юго-западе
10. Выполнить задания по карте:
hello_html_756af42f.png
1
а) Какой город обозначен цифрой 1
б) Кто возглавлял поход русских войск на этот город?
в) Что стало итогом штурма этого города в 1552 г.?
г) Какаярека в результате присоединения территории к России стала русской?
11. Какой храм построен в честь рождения Ивана Грозного? Где он расположен?
Процветающие города и королевства нуждались в грамотных людях. Нужны были люди, умеющие вести учет поступающих доходов и делопроизводства в городских местах. В городах появились светские школы. Это были частные или субсидируемые городским советом школы. По сравнению с церковными школами они лучше преподавали арифметику и учили письму, давали больше сведений о природе.
В Европе в XII веке появились высшие учебные заведения - университеты. Они открывались в городах, где было сосредоточено лучшие преподаватели и знаменитые ученые. Учеба велась на латинском языке, в них получала образование молодежь многих стран.
При столкновении с горожанами "чужаки", особенно студенты, не могли рассчитывать на поддержку городского суда. Поэтому студенты (от латинского "студере" - "учиться с усердием") и преподаватели объединились в союзы, которые назвалась университетскими. Они избирали свой руководящий орган и суд. Студенты каждой страны организовывали свои землячества, которых называли факультетами. Факультетами руководил деканы. Все студенты и преподаватели избирали руководителя университета -ректора. В университетах изучали теологию, юриспруденцию, медицину. Студенты слушали и записывали лекции преподавателей. Преподаватели читали отрывки из книг, объясняли непонятные места.
Объяснение:
В Х- начале ХIII вв. важную роль в развитии городской культуры стала играть новая религия - ислам
В китайских путеводителях VII в. указан город Испиджаб- «Город на Белой реке». В более позднее время он назывался Сайрам
Термин «Великий Шелковый путь» был введен в XIX веке немецким ученым Фердинанд Рихтгофеном , автором трудов по географии Азии.
В Испиджабе имелись крытые рынки, большие караван-сараи с помещениями для торговли тканями, так называемые тимами.
До сих пор все тюрки могут читать «Хикмет» Йасауи без перевода, так как он написан на кыпчакском диалекте