Тема урока: «Архитектура и живопись в 14-16 веках».
1. Архитектура. Рубеж XIII-XIV века это переход от деревянного к каменному зодчеству. Каменное строительство на Руси возобновилось лишь с конца 13 века, но и в последующие века строились деревянные церкви.
В 14 – начале 15 века можно выделить 3 центра, где развивалась каменная архитектура: Новгород, Псков, Москва.
Новгород: какой была новгородская архитектура периода раздробленности - суровой и лаконичной. В 14 веке ситуация меняется, появляются легкость, нарядность и торжественность. Церковь Федора Стратилата и на Ильине улице.
Псков: так как Псковская земля – это приграничная территория, то здесь развивалось оборонное зодчество. 1330 – крепость Изборск, одно из крупнейших военных сооружений Руси. В самом Пскове – большой каменный Кремль (длина стен около 9км). Здания суровые и лаконичные.
Москва: традиции владимирского зодчества – идея преемственности столичного положения Москвы от Владимира.
2. Кремль. Главное сооружение – Кремль. Московский Кремль-символ российской государственности, один из крупнейших архитектурных ансамблей мира. Московский князь Иван Калита расширил Кремль. Внутри новой крепости, обнесенной дубовыми стенами, он основал Соборную площадь, образованную тремя каменными храмами: Успенским собором, церковью Иоанна Лествичника с колокольней и Архангельским собором. Ни один из них не сохранился до нашего времени.
При великом князе Дмитрии Донском дубовые стены города были заменены на белый камень, и прозвали люди Москву белокаменной. Кремль стал первым каменным градом Московского государства. В этот период площадь Кремля увеличилась почти до современных размеров.
При великим князе Иване III была проведена реконструкция Кремля. К перестройке были привлечены итальянские зодчие. При участии русских мастеров они возводят новые грандиозные стены и башни Кремля из красного кирпича. Близкий к современному облик приобретает Соборная площадь.
Площадь окружают три величайших собора – Успенский, Благовещенский и Архангельский. И возвышается колокольня Ивана Великого. Здесь же красуется Грановитая палата.
На месте обветшавшего Успенского храма времени Ивана Калиты был возведен пятикупольный Успенский собор под руководством итальянского инженера Аристотеля Фиораванти. Белоснежный Успенский собор напоминает Владимирский. Высокие гладкие стены, расчлененные на широкие вертикальные лопатки, украшал нарядный пояс из небольших колонок и ярочек. Успенский собор предназначался для торжественных служб.
Благовещенский собор был домовой церковью великого князя Московского.
На месте деревянных хором великого князя сооружается новый каменный дворец, Грановитая палата, где находился главный тронный зал великих московских князей. Палата была построена Марко Руффо и Пиетро Антонио Солари. Так она была названа из-за облицовки ее наружных стен гранеными плитами.
Архангельский собор – храм-усыпальница князей московского дома. Это самый пышный из всех кремлевских соборов, украшенный белокаменными раковинами и резными пирамидами. Он напоминал сказочный заморский дворец.
Тема урока: «Архитектура и живопись в 14-16 веках».
1. Архитектура. Рубеж XIII-XIV века это переход от деревянного к каменному зодчеству. Каменное строительство на Руси возобновилось лишь с конца 13 века, но и в последующие века строились деревянные церкви.
В 14 – начале 15 века можно выделить 3 центра, где развивалась каменная архитектура: Новгород, Псков, Москва.
Новгород: какой была новгородская архитектура периода раздробленности - суровой и лаконичной. В 14 веке ситуация меняется, появляются легкость, нарядность и торжественность. Церковь Федора Стратилата и на Ильине улице.
Псков: так как Псковская земля – это приграничная территория, то здесь развивалось оборонное зодчество. 1330 – крепость Изборск, одно из крупнейших военных сооружений Руси. В самом Пскове – большой каменный Кремль (длина стен около 9км). Здания суровые и лаконичные.
Москва: традиции владимирского зодчества – идея преемственности столичного положения Москвы от Владимира.
2. Кремль. Главное сооружение – Кремль. Московский Кремль-символ российской государственности, один из крупнейших архитектурных ансамблей мира. Московский князь Иван Калита расширил Кремль. Внутри новой крепости, обнесенной дубовыми стенами, он основал Соборную площадь, образованную тремя каменными храмами: Успенским собором, церковью Иоанна Лествичника с колокольней и Архангельским собором. Ни один из них не сохранился до нашего времени.
При великом князе Дмитрии Донском дубовые стены города были заменены на белый камень, и прозвали люди Москву белокаменной. Кремль стал первым каменным градом Московского государства. В этот период площадь Кремля увеличилась почти до современных размеров.
При великим князе Иване III была проведена реконструкция Кремля. К перестройке были привлечены итальянские зодчие. При участии русских мастеров они возводят новые грандиозные стены и башни Кремля из красного кирпича. Близкий к современному облик приобретает Соборная площадь.
Площадь окружают три величайших собора – Успенский, Благовещенский и Архангельский. И возвышается колокольня Ивана Великого. Здесь же красуется Грановитая палата.
На месте обветшавшего Успенского храма времени Ивана Калиты был возведен пятикупольный Успенский собор под руководством итальянского инженера Аристотеля Фиораванти. Белоснежный Успенский собор напоминает Владимирский. Высокие гладкие стены, расчлененные на широкие вертикальные лопатки, украшал нарядный пояс из небольших колонок и ярочек. Успенский собор предназначался для торжественных служб.
Благовещенский собор был домовой церковью великого князя Московского.
На месте деревянных хором великого князя сооружается новый каменный дворец, Грановитая палата, где находился главный тронный зал великих московских князей. Палата была построена Марко Руффо и Пиетро Антонио Солари. Так она была названа из-за облицовки ее наружных стен гранеными плитами.
Архангельский собор – храм-усыпальница князей московского дома. Это самый пышный из всех кремлевских соборов, украшенный белокаменными раковинами и резными пирамидами. Он напоминал сказочный заморский дворец.