А ли крепостное право в России её "отсталости" от передовых ( разумеется, европейских) стран вообще? И то, что Россия - это не Франция(как классическая ,"модельная" европейская страна), виновато ли в этом крепостничество?Да и отставала ли Россия вообще когда- либо от европейских стран? И в чём отставала? Как учили в советской школе, да и сейчас, наверное, тоже кое- что осталось, если возникают подобные вопросы, крепостничество было тормозом общественного развития по нескольким причинам. 1. Прикрепление массы крестьян к земле не формированию рынка рабочей силы.То есть не было свободных рабочих рук для заводов и фабрик, задерживалось формирование класса наёмных рабочих. А значит и капитализм тоже запаздывал. Справедливо.Для Англии.Как известно в России даже после отмены крепостного права наёмные рабочие, были по совместительству и крестьянами. И после революций 1917 года и Гражданской, даже квалифицированные рабочие вернулись в свои родные деревни. Да и в наши дни огороды сажают и так переживают задержки зарплат. 2.Крепостничество означало сохранение натурального хозяйства, а значит тормозило развитие рынка.На Западе. Но как известно всероссийский рынок складывался в 17 веке.И как же объяснить это, ведь Уложение 1649 года составлено в это же время.А оно как раз и оформило крепостное право.И рынок спокойно развивался дальше.А помещичьи хозяйства как раз и работали на рынок, да и крестьяне тоже скапливали капиталы.И некоторые даже выкупались у своих господ.И та же Англия жила на российском хлебе. 3. Земля не была объектом коммерческого оборота, не рассматривалась как средство получения прибыли, а значит плохо внедрялись интенсивные методы сельскохозяйственного производства, Шёл экстенсивный рост сельского хозяйства.Плохо внедрялись новые культуры. Насчёт экстенсивного роста. Россия большая и он был всегда.Люди уходили в Сибирь и на Алтай.А в советское время можно вспомнить целину.Вот уж точно экстенсивный рост.Но гордились же.Но никакие страны не росли так экстенсивно как передовые западные.И в колониях они ковали свои капиталы. Те же русские помещики и начали внедрять в своих хозяйствах жатки, веялки, молотилки. А когда земля всё таки стала предметом коммерческого оборота, то это переняли и "кулаки".Революция в сельском хозяйстве всё - таки шла сверху вниз. 4. Крепостничество задерживало накопление капиталов и внедрение их в производство.Русский капитал, это вообще явление особое.Когда пишут о крепостничестве забывают, что был свободный Русский Север и его крестьяне.А были ещё и русские староверы.Да и многие помещики переводили хозяйства на капиталистический лад. Чем же было плохо крепостничество?Рабством.Нарушением прав огромной массы людей.И тут можно согласиться с французским королем Людовиком X что по естественному праву каждый должен родиться свободным.Он же и отменил крепостное право на землях королевского домена в 1315 году.До отмены крепостного права в России оставалось 546 лет.
Реформы Екатерины II касались не только сферы управления, сословной организации и экономики. Среди важнейших следует называть реформу образования. Будучи прилежной ученицей философов-просветителей, Екатерина понимала, что успех любых социальных преобразований зависит от уровня просвещенности народа, от его воспринимать новое. Ей было очевидно, что недостаточно дать человеку лишь определенный набор знаний (как это было при Петре), но необходимо изменить его психологию, ценностные ориентиры, нравственные основы личности. Среди комиссий, созданных Екатериной уже в 1763 г., была и Комиссия по народному образованию, разработанный ею законопроект так и не был реализован.
Однако к концу 1770-х гг. стало ясно, что система Бецкого не дает ожидаемых результатов. Изолировать воспитанников от окружающей жизни было невозможно хотя бы потому, что детей учили люди, выросшие в иных условиях. Кроме того, отдельные созданные училища еще не образовывали системы народного образования. В 1782 г. по указу Екатерины была создана Комиссия об учреждении училищ, в составе которой работали специально приглашенные в Россию видные педагоги из Европы. Комиссия разработала план создания двухклассных училищ в уездах и четырехклассных в губернских городах. В их программы были включены математика, история, география, физика, архитектура, русский и иностранный языки. Специально для этих училищ Бецкой и Екатерина написали книгу “О должностях человека и гражданина”, в которой популярно излагались воззрения просветителей на такие разные понятия, как душа и добродетель, обязанности по отношению к Богу и обществу, государству и ближним; приводились также сведения по гигиене, советы по домоводству. В последующие годы были изданы ряд пособий для учителей, инструкции, учебники.
В результате всех этих мер в России впервые возникла единообразная система учебных заведений с общей методикой преподавания и организации учебного процесса, основанного на классно-урочном обучении. Народные училища были бессословными, но существовали они лишь в городах, и это практически закрывало доступ к образованию для крестьянских детей. В этом заключался основной недостаток реформы. Но создать в это время более разветвленную сеть школ государству было не под силу хотя бы потому, что не было еще достаточного количества учителей. В целом же масштаб и долговременное значение всего, что удалось сделать, были поистине грандиозны.
Как учили в советской школе, да и сейчас, наверное, тоже кое- что осталось, если возникают подобные вопросы, крепостничество было тормозом общественного развития по нескольким причинам.
1. Прикрепление массы крестьян к земле не формированию рынка рабочей силы.То есть не было свободных рабочих рук для заводов и фабрик, задерживалось формирование класса наёмных рабочих. А значит и капитализм тоже запаздывал.
Справедливо.Для Англии.Как известно в России даже после отмены крепостного права наёмные рабочие, были по совместительству и крестьянами. И после революций 1917 года и Гражданской, даже квалифицированные рабочие вернулись в свои родные деревни. Да и в наши дни огороды сажают и так переживают задержки зарплат.
2.Крепостничество означало сохранение натурального хозяйства, а значит тормозило развитие рынка.На Западе. Но как известно всероссийский рынок складывался в 17 веке.И как же объяснить это, ведь Уложение 1649 года составлено в это же время.А оно как раз и оформило крепостное право.И рынок спокойно развивался дальше.А помещичьи хозяйства как раз и работали на рынок, да и крестьяне тоже скапливали капиталы.И некоторые даже выкупались у своих господ.И та же Англия жила на российском хлебе.
3. Земля не была объектом коммерческого оборота, не рассматривалась как средство получения прибыли, а значит плохо внедрялись интенсивные методы сельскохозяйственного производства, Шёл экстенсивный рост сельского хозяйства.Плохо внедрялись новые культуры. Насчёт экстенсивного роста. Россия большая и он был всегда.Люди уходили в Сибирь и на Алтай.А в советское время можно вспомнить целину.Вот уж точно экстенсивный рост.Но гордились же.Но никакие страны не росли так экстенсивно как передовые западные.И в колониях они ковали свои капиталы.
Те же русские помещики и начали внедрять в своих хозяйствах жатки, веялки, молотилки. А когда земля всё таки стала предметом коммерческого оборота, то это переняли и "кулаки".Революция в сельском хозяйстве всё - таки шла сверху вниз.
4. Крепостничество задерживало накопление капиталов и внедрение их в производство.Русский капитал, это вообще явление особое.Когда пишут о крепостничестве забывают, что был свободный Русский Север и его крестьяне.А были ещё и русские староверы.Да и многие помещики переводили хозяйства на капиталистический лад.
Чем же было плохо крепостничество?Рабством.Нарушением прав огромной массы людей.И тут можно согласиться с французским королем Людовиком X что по естественному праву каждый должен родиться свободным.Он же и отменил крепостное право на землях королевского домена в 1315 году.До отмены крепостного права в России оставалось 546 лет.
Образование
Реформы Екатерины II касались не только сферы управления, сословной организации и экономики. Среди важнейших следует называть реформу образования. Будучи прилежной ученицей философов-просветителей, Екатерина понимала, что успех любых социальных преобразований зависит от уровня просвещенности народа, от его воспринимать новое. Ей было очевидно, что недостаточно дать человеку лишь определенный набор знаний (как это было при Петре), но необходимо изменить его психологию, ценностные ориентиры, нравственные основы личности. Среди комиссий, созданных Екатериной уже в 1763 г., была и Комиссия по народному образованию, разработанный ею законопроект так и не был реализован.
Однако к концу 1770-х гг. стало ясно, что система Бецкого не дает ожидаемых результатов. Изолировать воспитанников от окружающей жизни было невозможно хотя бы потому, что детей учили люди, выросшие в иных условиях. Кроме того, отдельные созданные училища еще не образовывали системы народного образования. В 1782 г. по указу Екатерины была создана Комиссия об учреждении училищ, в составе которой работали специально приглашенные в Россию видные педагоги из Европы. Комиссия разработала план создания двухклассных училищ в уездах и четырехклассных в губернских городах. В их программы были включены математика, история, география, физика, архитектура, русский и иностранный языки. Специально для этих училищ Бецкой и Екатерина написали книгу “О должностях человека и гражданина”, в которой популярно излагались воззрения просветителей на такие разные понятия, как душа и добродетель, обязанности по отношению к Богу и обществу, государству и ближним; приводились также сведения по гигиене, советы по домоводству. В последующие годы были изданы ряд пособий для учителей, инструкции, учебники.
В результате всех этих мер в России впервые возникла единообразная система учебных заведений с общей методикой преподавания и организации учебного процесса, основанного на классно-урочном обучении. Народные училища были бессословными, но существовали они лишь в городах, и это практически закрывало доступ к образованию для крестьянских детей. В этом заключался основной недостаток реформы. Но создать в это время более разветвленную сеть школ государству было не под силу хотя бы потому, что не было еще достаточного количества учителей. В целом же масштаб и долговременное значение всего, что удалось сделать, были поистине грандиозны.