После распада Чагатайского улуса началась война между правителями Могулистана и Мавераннахра. Одним из эпизодов данного противостояния и стала Грязевая битва. Узнав о готовящемся нашествии монголов Ильяс-Ходжи, соправители Самарканда Хусейн и Темир решили выступить навстречу. Тамерлан разбил свой лагерь на берегу Чирчик, на полпути между Ташкентом и Чиназом. Его отряды (не меньше 17 кошунов) образовали левый фланг. Его соратник Хусейн стоял на правом. Ильяс-Ходжа остановился у Канибадама. Во время битвы ливневый дождь превратил поле сражения в глиняное месиво, во время боя, даже лошади увязали в грязи. Историки объясняют поражение нерешительностью Хусейна, который отказался поддержать наступление Тамерлана. В битве погибло около 10 тыс. воинов. Остатки армии Тамерлана (15 кошунов) отступили в Шахрисабз, а монголы подошли к Самарканду, однако из-за возникшей эпидемии были вынуждены вернуться обратно. Ситуацией воспользовались сербедары, которые захватили власть в Самарканде.
Депортация народов — одна из форм политических репрессий в СССР[1]. Основными особенностями депортаций как репрессий были их внесудебный характер, контингентность[2] и перемещение больших масс людей в географически отдалённую, непривычную для них и часто рискованную среду обитания[3].
По мнению Павла Поляна, в СССР тотальной депортации были подвергнуты десять народов: корейцы, немцы, финны-ингерманландцы, карачаевцы, калмыки, чеченцы, ингуши, балкарцы, крымские татары и турки-месхетинцы. Из них семь — немцы, карачаевцы, калмыки, ингуши, чеченцы, балкарцы и крымские татары — лишились при этом и своих национальных автономий.
Депортациям в СССР подверглось ещё множество других этнических, этноконфессиональных и социальных категорий советских граждан: казаки, «кулаки» самых разных национальностей: татары[источник не указан 212 дней], поляки, белорусы, азербайджанцы, курды, ассирийцы, китайцы, русские, иранцы, евреи-ирани, украинцы, молдаване, литовцы, латыши, эстонцы, греки, итальянцы, болгары, армяне, хемшины, турки, таджики, якуты[источник не указан 107 дней], абхазы, венгры и другие[4].
В сталинский период депортации официально именовались «добровольным переселением», так как в их подготовке принимали участие партийные представители ссылаемых национальностей[5][нет в источнике]. Впоследствии, депортации получили иную оценку и в постсоветское время были квалифицированы Европейским парламентом как геноцид и преступления против человечности. В СССР в соответствии с Законом «О реабилитации репрессированных народов», принятым 26 апреля 1991 года Верховным Советом РСФСР, репрессированными признавались народы, нации, народности или этнические группы и иные исторически сложившиеся культурно-этнические общности людей (например, казачество), в отношении которых по признакам национальной или иной принадлежности проводилась на государственном уровне политика клеветы и геноцида, сопровождавшаяся их насильственным переселением, упразднением национально-государственных образований, перекраиванием национально-территориальных границ, установлением режима террора и насилия в местах спецпоселения[6].
В 2010-е годы со стороны ряда учёных-историков (Николай Бугай и другие) имела место критика использования понятия «депортация» применительно к принудительным переселениям жителей СССР в пределах границ Советского Союза. Вместо понятия «депортация», Николай Бугай и другие предложили использовать термин «принудительное переселение».
Ниже
Объяснение:
После распада Чагатайского улуса началась война между правителями Могулистана и Мавераннахра. Одним из эпизодов данного противостояния и стала Грязевая битва. Узнав о готовящемся нашествии монголов Ильяс-Ходжи, соправители Самарканда Хусейн и Темир решили выступить навстречу. Тамерлан разбил свой лагерь на берегу Чирчик, на полпути между Ташкентом и Чиназом. Его отряды (не меньше 17 кошунов) образовали левый фланг. Его соратник Хусейн стоял на правом. Ильяс-Ходжа остановился у Канибадама. Во время битвы ливневый дождь превратил поле сражения в глиняное месиво, во время боя, даже лошади увязали в грязи. Историки объясняют поражение нерешительностью Хусейна, который отказался поддержать наступление Тамерлана. В битве погибло около 10 тыс. воинов. Остатки армии Тамерлана (15 кошунов) отступили в Шахрисабз, а монголы подошли к Самарканду, однако из-за возникшей эпидемии были вынуждены вернуться обратно. Ситуацией воспользовались сербедары, которые захватили власть в Самарканде.
Депортация народов — одна из форм политических репрессий в СССР[1]. Основными особенностями депортаций как репрессий были их внесудебный характер, контингентность[2] и перемещение больших масс людей в географически отдалённую, непривычную для них и часто рискованную среду обитания[3].
По мнению Павла Поляна, в СССР тотальной депортации были подвергнуты десять народов: корейцы, немцы, финны-ингерманландцы, карачаевцы, калмыки, чеченцы, ингуши, балкарцы, крымские татары и турки-месхетинцы. Из них семь — немцы, карачаевцы, калмыки, ингуши, чеченцы, балкарцы и крымские татары — лишились при этом и своих национальных автономий.
Депортациям в СССР подверглось ещё множество других этнических, этноконфессиональных и социальных категорий советских граждан: казаки, «кулаки» самых разных национальностей: татары[источник не указан 212 дней], поляки, белорусы, азербайджанцы, курды, ассирийцы, китайцы, русские, иранцы, евреи-ирани, украинцы, молдаване, литовцы, латыши, эстонцы, греки, итальянцы, болгары, армяне, хемшины, турки, таджики, якуты[источник не указан 107 дней], абхазы, венгры и другие[4].
В сталинский период депортации официально именовались «добровольным переселением», так как в их подготовке принимали участие партийные представители ссылаемых национальностей[5][нет в источнике]. Впоследствии, депортации получили иную оценку и в постсоветское время были квалифицированы Европейским парламентом как геноцид и преступления против человечности. В СССР в соответствии с Законом «О реабилитации репрессированных народов», принятым 26 апреля 1991 года Верховным Советом РСФСР, репрессированными признавались народы, нации, народности или этнические группы и иные исторически сложившиеся культурно-этнические общности людей (например, казачество), в отношении которых по признакам национальной или иной принадлежности проводилась на государственном уровне политика клеветы и геноцида, сопровождавшаяся их насильственным переселением, упразднением национально-государственных образований, перекраиванием национально-территориальных границ, установлением режима террора и насилия в местах спецпоселения[6].
В 2010-е годы со стороны ряда учёных-историков (Николай Бугай и другие) имела место критика использования понятия «депортация» применительно к принудительным переселениям жителей СССР в пределах границ Советского Союза. Вместо понятия «депортация», Николай Бугай и другие предложили использовать термин «принудительное переселение».