Древнекитайская цивилизация возникла на основе неолитических культур, сложившихся в V-III тысячелетиях до н. э. в среднем течении реки Хуанхэ. Лишь с середины I тысячелетия до н. э. начинается процесс расширения территории, освоенной древними китайцамиМягкие аллювиальные почвы в долинах Хуанхэ и ее притоков создавали весьма благоприятные условия для занятия земледелием..Поэтому до I тысячелетия до н. з. поселения размещались в непосредственной близости от русла рек на невысоких лессовых террасах, а значительные пространства Среднекитайской равнины оставались неосвоенными. Пойменное земледелие привязывало людей к реке, и это было чревато серьезной опасностью. Повышение уровня воды в реках постоянно грозило губительными наводнениями, бороться с которыми люди еще не умели. Среди письменных источников большое значение имеют древнекитайские летописи, прежде всего летопись Чуньцю, составленная в царстве Лу и освещающая события VIII-V вв. до н. з. Вокруг текста Чуньцю, авторство которой традиция приписывает древнекитайскому философу Конфуцию, позднее возникла значительная комментаторская литература.С летописями тесно связан другой жанр древнекитайских исторических сочинений, представленный прежде всего книгой Шаншу (Шуцзин). Это запись речей правителей и их приближенных.Особое место среди источников по древней истории Китая занимает Шиц-зин - свод песен, в большинстве своем фольклорного происхождения. Не будучи историческим сочинением в узком смысле этого слова, Шицзин содержит разнообразные материалы для характеристики многих важных сторон жизни древнекитайского общества первой половины I тысячелетия до н. э. В I в. до н. э. в Древнем Китае появляется историческое сочинение, оказавшее решающее воздействие на дальнейшее развитие историографии не только в Китае, но и в ряде других стран Дальнего Востока. Древнекитайская поэзия неотделима от музыки. Не случайно, в частности, название поэтического жанра сун (гимны) восходит к слову колокол. Характер аккомпанемента определял поэтические особенности и других жанров.Древнекитайские музыкальные инструменты делились на три основные группы: струнные, духовые и ударные. Наряду с предками современных китайцев, корейцев, японцев, вьетнамцев свой вклад в развитие мировой культуры внесли и те древние народы Азии, которые уже к началу нашей эры исчезли с этнической карты мира. К ним относятся, в частности, древние сюнну (гунны), на протяжении веков не только являвшиеся важной политической силой Древней Восточной Азии, но и оказавшие культурное влияние на соседние с ними земледельческие народы.
Среди письменных источников большое значение имеют древнекитайские летописи, прежде всего летопись Чуньцю, составленная в царстве Лу и освещающая события VIII-V вв. до н. з. Вокруг текста Чуньцю, авторство которой традиция приписывает древнекитайскому философу Конфуцию, позднее возникла значительная комментаторская литература.С летописями тесно связан другой жанр древнекитайских исторических сочинений, представленный прежде всего книгой Шаншу (Шуцзин). Это запись речей правителей и их приближенных.Особое место среди источников по древней истории Китая занимает Шиц-зин - свод песен, в большинстве своем фольклорного происхождения. Не будучи историческим сочинением в узком смысле этого слова, Шицзин содержит разнообразные материалы для характеристики многих важных сторон жизни древнекитайского общества первой половины I тысячелетия до н. э.
В I в. до н. э. в Древнем Китае появляется историческое сочинение, оказавшее решающее воздействие на дальнейшее развитие историографии не только в Китае, но и в ряде других стран Дальнего Востока.
Древнекитайская поэзия неотделима от музыки. Не случайно, в частности, название поэтического жанра сун (гимны) восходит к слову колокол. Характер аккомпанемента определял поэтические особенности и других жанров.Древнекитайские музыкальные инструменты делились на три основные группы: струнные, духовые и ударные.
Наряду с предками современных китайцев, корейцев, японцев, вьетнамцев свой вклад в развитие мировой культуры внесли и те древние народы Азии, которые уже к началу нашей эры исчезли с этнической карты мира. К ним относятся, в частности, древние сюнну (гунны), на протяжении веков не только являвшиеся важной политической силой Древней Восточной Азии, но и оказавшие культурное влияние на соседние с ними земледельческие народы.