Кашгари считается общим культурным наследием всех тюрк- дахмуда.
ских народов.
Вопросы и задания:
1. Какие города эпохи Караханидов вы можете назвать научными и куль-
турными центрами?
2) Центром какой местности был город Барскан? Покажите его местора-
сположение на карте Кыргызстана.
3. Какие имеются предположения о рождении Махмуда Кашгари?
4. Какое место в династии Караханидов занимал его отец Хусейн?
5. У каких народов и где побывал Махмуд Кашгари? Когда начал писать и
когда закончил он свой знаменитый труд?
6. Расскажите об общей структуре произведения «Диван лугат ат-тюрк».
Какие сведения оно сообщает? Каковы особенности карты мира, создан-
ной Махмудом Кашгари?
7. Дошёл ли до наших дней оригинал «Диван лугат ат-тюрк»? Кто сделал
с него копию? в библиотеке какого города она хранится?
$ 10. КАРАХАНидский КАГАНАТ В НАЧАЛЕ XII ВЕКА.
НАШЕСТВИЕ КАРАКИТАЕВ.
ГОСУДАРСТВО КАРАКИТАЕВ
По мере научной разработки, концепция естественной эволюции человека вызывала все больше вопросов и возражений. Обилие археологических находок не только прояснению вопроса, но и его усложнению. До сих пор четкой, признанной всеми учеными генеалогии эволюционного пути не существует. По сей день неизвестен вид, который бесспорно мог быть признан прямым предком человека. Изучение ближайших родственников homo sapiens - неандертальцев выявило, что ранние формы неандертальцев, которые предшествовали по времени классическим, оказались морфологически ближе к современному человеку. Их условно назвали пресапиентными (предшествующими настоящему человеку). Классические же неандертальцы не могли быть, по общему мнению современных антропологов, нашими предками. То же мнение было высказано и об австралопитеках. Сегодня существует множество альтернативных концепций происхождения человека: согласно одной из них, находки говорят, в основном, о боковых ветвях развития, зашедших в тупик, и, возможно, не выдержавших конкуренции с человеком; другие исследователи полагают, что человек возник из нескольких (по крайней мере, из двух) генетических стволов. При этом очевидно, что сами по себе археологические находки не могут дать ответа на вопрос о причине возникновения собственно человека.
Одним из ярких представителей христианской интерпретации эволюционной теории в XX в. был французский археолог и палеонтолог, и одновременно католический священник Тейяр де Шарден (1881-1955). Отвергая идею о непосредственном творении Богом первого человека, он считал, что человек - наиболее совершенный результат многотысячелетней эволюции органического мира, в свою очередь развивавшегося из неорганического мира. Тейяр де Шарден различал три последовательные, качественно различные стадии эволюции: преджизнь (литосфера), «жизнь» (биосфера), и «феномен человека» (ноосфера). Духовное начало, сознание, считал ученый, непосредственно заложено в самой материи, присуще уже атомам и молекулам. В животном мире возникает психическая форма сознания, в человеке - самосознание. Сознание целеустремленно, оно является движущей силой эволюции, конечная ее цель - пункт «Омега», символически означающий Xриста. Выходит, что мир, порожденный Богом, движется к своему истоку.
Таким образом, естественнонаучные исследования не привели к утверждению единого взгляда на происхождение человека. Материалистическое и религиозное мировоззрения «включили в свой арсенал» и интерпретировали в соответствующих направлениях эволюционную концепцию.
Генеалогия как наука междисциплинарного и компаративистского характера. Связи генеалогии с другими вс историческими дисциплинами: биографикой, иконографией и просопографией, антропонимикой, хронологией, нумизматикой, сфрагистикой, геральдикой, фалеристикой.
Этнография
Богата и разнообразна этнографическая коллекция, насчитывающая около 5 тысяч предметов. Она включает народные костюмы, женские и девичьи головные уборы, отражающие многообразие региональных особенностей края, а также предметы быта из дерева, металла, керамики, характеризующие развитие ремесел и народных промыслов Белгородчины.