viktordro95
01.08.2020 19:16 •  История

Какой вклад в мировую науку внесли отечественые учёные 18 века

leha7534
16.07.2020 22:55

С начала 16 в. освоением новых земель, строительством больших сооружений, производством военной техники и т. д. руководили государственные органы — приказы: Разрядный (картография), Аптекарский (медицина), Каменных дел, Рудных дел, Пушкарский (военная техника) и др.

Но, несмотря на известные достижения в накоплении и распространении научно-технических знаний, в России до 18 в. почти отсутствовало естественнонаучное и техническое образование. Перелом наступил в конце 17 — начале 18 в., когда по инициативе Петра I были открыты многие специальные учебные заведения в Москве (Школа математических и навигационных наук, Инженерная школа и др.), Санкт-Петербурге (Морская академия, Медико-хирургическая школа и др.), на Урале (горнозаводские школы). В 1724 г. была основана Академия наук, которая сыграла большую роль в развитии отечественной науки, распространении научных знаний (см. Петр I и реформы, первой четверти 18 в.).

Крупнейшие научные исследования и открытия сделал М. В. Ломоносов — первый русский естествоиспытатель мирового значения, первый русский академик, труды которого почти во всех отраслях знаний далеко опередили свое время и оказали большое влияние на прогресс науки, техники и образования в России совершенствованию технологии многих производств.

Заметный вклад в развитие ряда отраслей науки в 18 в. внесли иностранные ученые — академики Петербургской академии наук, работавшие в России: Л. Эйлер (математика, физика, астрономия), Д. Бернулли и X. Гольдбах (математика), Ф. У, Т. Эпинус (физика), Т. Ловиц (химия, фармакология), Э. Лаксман (техническая химия), К. Ф. Вольф (эмбриология), П. С. Даллас (зоология, ботаника) и многие другие. Весьма серьезные исследования проводили и русские ученые-естествоиспытатели. А. Т. Болотов заложил основы русской агрономической науки, Д. С. Самойловича считают родоначальником отечественной эпидемиологии, В. М. Севергин был одним из основателей русской минералогической школы, А. А. Мусин-Пушкин успешно решал важные задачи технической химии, В. Ф. Зуев создал первый русский учебник по естествознанию. Всех видных ученых того времени здесь перечислить невозможно.

Русские изобретатели 18 в. создали немало технических новинок. А. К. Нартов сконструировал несколько оригинальных станков, в том числе токарно-копировальный с суппортом, и скорострельную батарею из 44 морти-рок, предложил новые отливки пушек. И. П. Кулибин усовершенствовал обработку оптических стекол, создал прототип прожектора, семафорный телеграф, построил модель одноарочного моста через Неву пролетом около 300 м. И. И. Ползунов в 1763 г. разработал проект первого в мире универсального парового двигателя, а в 1765 г. построил в Барнауле первую в России теплосиловую установку. К. Д. Фролов в 1783 — 1789 гг. создал на Змеиногорском руднике (Алтай) комплекс гидросиловых установок для механизации ряда производств.

Популярные вопросы: История