КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ нигде с такой силой не проявилась противоречивость большевистской политики и ее результатов, как в области культурного строительства. Ее истоки коренятся в доктринальных установках большевизма, резко отграничивавшего новую культуру от культуры старого «буржуазного общества». Культурная революция, по замыслу большевиков, должна была произвести переворот в культурной сфере. Она предполагала решение двух блоков задач, подчиненных главной стратегической цели — построению нового коммунистического общества. На начальном этапе культурной революции важнейшим направлением культурного строительства было создание, восстановление и расширение системы народного образования. Собственно, ничего революционного в этом не было, если не считать фактор тотального идеологического вмешательства партии в этот процесс. В начала 30-х гг. в СССР создавалась бесплатная, обязательная, трудовая светская школа, свободная от влияния религии. В стране вводилось обязательное обучение детей 8-10 лет в объеме четырех лет начальной школы. С 1931 г. началась подготовка условий для перехода к всеобщему семилетнему обучению, которое было введено к концу 30- х годов. Следует отметить, что в образовательный процесс были включено все тогдашнее подрастающее поколение. Были созданы в республиках национальные школы и подготавливались национальные кадры учителей. В этой области, несомненно, были достигнуты успехи. Со второй половины 20-х годов в стране шел процесс создания системы высших учебных заведений, и прежде всего технических, поскольку научно-техническая интеллигенция была жизненно важна для решения проблем индустриализации и укрепления обороны страны. Здесь имелись впечатляющие результаты. Была создана сеть ВУЗов, научных школ. Шел процесс зарождения национальной научно- технической интеллигенции. Вместе с тем гуманитарное знание оказалось под сильнейшим прессом идеологии и политических установок, отсюда - уродливость и односторонность его развития. В атмосфере жестких требований «социалистического реализма» развивались советская литература и искусство. Однако, главная задача культурной революции - создание новой коммунистической культуры, а, соответственно, и создание человека новой формации, с новым типом мышления, естественно, так и не была решена.
нигде с такой силой не проявилась противоречивость большевистской политики и ее результатов, как в области культурного строительства. Ее истоки коренятся в доктринальных установках большевизма, резко отграничивавшего новую культуру от культуры старого «буржуазного общества».
Культурная революция, по замыслу большевиков, должна была произвести переворот в культурной сфере. Она предполагала решение двух блоков задач, подчиненных главной стратегической цели — построению нового коммунистического общества.
На начальном этапе культурной революции важнейшим направлением культурного строительства было создание, восстановление и расширение системы народного образования. Собственно, ничего революционного в этом не было, если не считать фактор тотального идеологического вмешательства партии в этот процесс. В начала 30-х гг. в СССР создавалась бесплатная, обязательная, трудовая светская школа, свободная от влияния религии. В стране вводилось обязательное обучение детей 8-10 лет в объеме четырех лет начальной школы. С 1931 г. началась подготовка условий для перехода к всеобщему семилетнему обучению, которое было введено к концу 30- х годов. Следует отметить, что в образовательный процесс были включено все тогдашнее подрастающее поколение. Были созданы в республиках национальные школы и подготавливались национальные кадры учителей. В этой области, несомненно, были достигнуты успехи.
Со второй половины 20-х годов в стране шел процесс создания системы высших учебных заведений, и прежде всего технических, поскольку научно-техническая интеллигенция была жизненно важна для решения проблем индустриализации и укрепления обороны страны. Здесь имелись впечатляющие результаты. Была создана сеть ВУЗов, научных школ. Шел процесс зарождения национальной научно- технической интеллигенции.
Вместе с тем гуманитарное знание оказалось под сильнейшим прессом идеологии и политических установок, отсюда - уродливость и односторонность его развития. В атмосфере жестких требований «социалистического реализма» развивались советская литература и искусство.
Однако, главная задача культурной революции - создание новой коммунистической культуры, а, соответственно, и создание человека новой формации, с новым типом мышления, естественно, так и не была решена.