Пастырский подвиг Русской православной Церкви в период Смутного времени.
Святитель Гермоген благословил "вооружение против поляков". Поляк Гонсевский жаловался, что от того кровь пролилась и города отложились от Москвы. Однако, народно-освободительное движение в России набирало силу. Используя церковные силы, патриарх Гермоген открыто выступал и рассылал грамоты, освобождая православных от присяги Владиславу. Опорой его стали города. Святителя Гермогена пытались изолировать, но речи его доходили до паствы. В Рязани стало формироваться ядро первого ополчения во главе с Прокопием Ляпуновым и в марте 1611 г. восставшие
Церковь выступала мощной духовной и экономической опорой царя в трудные годы военных действий. 13 апреля 1605 г. Патриарх Иов, отказавшийся присягнуть Лжедмитрию I, был низложен и, претерпев множество поношений, был сослан в Старицкий монастырь. После свержения Лжедмитрия I святитель Иов не смог возвратиться на Первосвятительский Престол, на свое место он благословил митрополита Казанского Гермогена.
Накануне свадьбы Лжедмитрия I с Мариной Мнишек казанский архиепископ Гермоген потребовал крещения будущей царицы по православным канонам, за что его сослали в монастырь, а свадьбу провели с нарушением церковных канонов. После свадьбы о Лжедмитрии I пошла молва как "поганом царе". В мае 1606 г. отступник и чужак был убит в ходе восстания москвичей, вставших за веру православную.
Когда в 1610 г. после ряда поражений царской армии и измены шведов был свергнут и пострижен в монастырь царь Василий Шуйский, к власти пришло боярское правительство во главе с Ф. И. Мстиславским. Бояре снова выступили за приглашение королевича Владислава. Однако, патриарх Гермоген, противившийся свержению Шуйского, настаивал на избрании или князя Голицына, или Ф. Романова. Бояре же подписали договор о приглашении иноземца, но в договоре потребовали гарантий неприкосновенности религии и государственного строя России. Духовенство во главе с патриархом Гермогененом требовали крещения Владислава в "греческую веру".
Заключение договора и сдача Смоленска тяжело подействовало на народ, которому церковь говорила о причастности польской короны и "латинства проклятого" к бедствиям Российского государства. Политика "семибоярщины" вновь оживила миф о добром сыне Ивана Грозного, о Дмитрии. Часть паствы повернула в сторону тушинского самозванца.
Боясь волнений "черни", бояре решились на ввод польско-литовских войск в столицу. На протест патриарха Гермогена ему указали, чтобы он смотрел за церковью и ни во что не вмешивался. Предательство боярами государственных и церковных интересов явилось мощным толчком к делу формирования вооруженного ополчения уже на земской основе. Российские города стали ссылаться и объединяться для борьбы "за православную веру и свои души". Народ стихийно почуял, к чему может привести господство и стране правителей иноземных и иноверных. Обострило народное чувство и то, что даже сомнительный царь Тушинский был зарезан. Оставалось надеяться лишь на свои силы.
Святитель Гермоген благословил "вооружение против поляков".
Позиция церкви и духовенства была тесно связана с патриотическим подъемом. В отписках и грамотах от имени городских миров обязательно присутствовали имена священников.
Відповідь:
Пастырский подвиг Русской православной Церкви в период Смутного времени.
Святитель Гермоген благословил "вооружение против поляков". Поляк Гонсевский жаловался, что от того кровь пролилась и города отложились от Москвы. Однако, народно-освободительное движение в России набирало силу. Используя церковные силы, патриарх Гермоген открыто выступал и рассылал грамоты, освобождая православных от присяги Владиславу. Опорой его стали города. Святителя Гермогена пытались изолировать, но речи его доходили до паствы. В Рязани стало формироваться ядро первого ополчения во главе с Прокопием Ляпуновым и в марте 1611 г. восставшие
Церковь выступала мощной духовной и экономической опорой царя в трудные годы военных действий. 13 апреля 1605 г. Патриарх Иов, отказавшийся присягнуть Лжедмитрию I, был низложен и, претерпев множество поношений, был сослан в Старицкий монастырь. После свержения Лжедмитрия I святитель Иов не смог возвратиться на Первосвятительский Престол, на свое место он благословил митрополита Казанского Гермогена.
Накануне свадьбы Лжедмитрия I с Мариной Мнишек казанский архиепископ Гермоген потребовал крещения будущей царицы по православным канонам, за что его сослали в монастырь, а свадьбу провели с нарушением церковных канонов. После свадьбы о Лжедмитрии I пошла молва как "поганом царе". В мае 1606 г. отступник и чужак был убит в ходе восстания москвичей, вставших за веру православную.
Когда в 1610 г. после ряда поражений царской армии и измены шведов был свергнут и пострижен в монастырь царь Василий Шуйский, к власти пришло боярское правительство во главе с Ф. И. Мстиславским. Бояре снова выступили за приглашение королевича Владислава. Однако, патриарх Гермоген, противившийся свержению Шуйского, настаивал на избрании или князя Голицына, или Ф. Романова. Бояре же подписали договор о приглашении иноземца, но в договоре потребовали гарантий неприкосновенности религии и государственного строя России. Духовенство во главе с патриархом Гермогененом требовали крещения Владислава в "греческую веру".
Заключение договора и сдача Смоленска тяжело подействовало на народ, которому церковь говорила о причастности польской короны и "латинства проклятого" к бедствиям Российского государства. Политика "семибоярщины" вновь оживила миф о добром сыне Ивана Грозного, о Дмитрии. Часть паствы повернула в сторону тушинского самозванца.
Боясь волнений "черни", бояре решились на ввод польско-литовских войск в столицу. На протест патриарха Гермогена ему указали, чтобы он смотрел за церковью и ни во что не вмешивался. Предательство боярами государственных и церковных интересов явилось мощным толчком к делу формирования вооруженного ополчения уже на земской основе. Российские города стали ссылаться и объединяться для борьбы "за православную веру и свои души". Народ стихийно почуял, к чему может привести господство и стране правителей иноземных и иноверных. Обострило народное чувство и то, что даже сомнительный царь Тушинский был зарезан. Оставалось надеяться лишь на свои силы.
Святитель Гермоген благословил "вооружение против поляков".
Позиция церкви и духовенства была тесно связана с патриотическим подъемом. В отписках и грамотах от имени городских миров обязательно присутствовали имена священников.
Пояснення: