Культура Казахстана в 1941–1945 ггРАЗДЕЛ 24. КУЛЬТУРА КАЗАХСТАНА (1917 – 1991 ГГ.)Культура Казахстана в 1941–1945 гг. Современные войны — явление многомерное, в которых находят отражение все стороны жизни общества, спроецированные на экстремальную ситуацию конфликта с другим государством, другим обществом. Общество в войнах, особенно крупных, вынужденно мобилизовать весь свой ресурсный потенциал — экономический, оборонный, социальный и т.д. Но в ряду этих ресурсов ключевым практически всегда оказывается собственно человеческий потенциал в различных его формах и проявлениях.Лозунг «Всё для фронта, всё для победы!» определил цель всех военно-мобилизационных мероприятий Советского государства. Эта задача встала в центре всей организаторской, идеологической, культурной и просветительской деятельности партийных и государственных органов Казахстана. Выполняя решения V Пленума ЦК Компартии Казахстана (25-26 июня 1941 года) о незамедлительной перестройке всей работы на военный лад, в республике изменилось содержание массово-политической работы. Политическое и пропагандистское воздействие идеологической и культурной работы строилось в тесной связи с неотложными практическими задачами военного времени.В агитационной работе в начале войны на первый план выдвинулась политическая информация. Сводки Совинформбюро, передаваемые на всей территории страны, являлись оперативным источником информации для выступлений агитаторов с докладами о положении на фронтах. Вместе с тем Совинформбюро значительное место отводил сообщениям о военных буднях тружеников тыла. Воздействуя на чувства и сознание людей, — устная и печатная пропаганда, литература и искусство ставили своей целью вызвать в людях силу сопротивления мобилизовать их на преодоление лишений военного времени. Большое идейно-воспитательное значение имели письма-наказы фронтовикам и ответные письма воинов о своих ратных делах, публиковавшиеся на страницах республиканских газет. В письме к казахам-участникам битвы на Волге говорилось: «Воин-казах под Сталинградом, равно как воин-русский, украинец, белорус, узбек, таджик, туркмен, азербайджанец, грузин, -обороняет свой очаг, свою семью, свою советскую землю…»33. Составление и обсуждение писем-наказов, сбор подписей под ними выливались в мощные политические компании. Так, «Письмо казахского народа фронтовикам-казахам», опубликованное в «Правде» 6 февраля 1943 года, было подписано 3 млн. рабочих, колхозников и представителями интеллигенции. 7 октября 1943 года ЦК КП(б) Казахстана в своём решении отметил необходимость регулярной отправки на фронт материалов о жизни и фронтовой вахте трудящихся республики для публикации их во всех фронтовых газетах издававшихся на казахском языке. Для бойцов Красной Армии была издана серия книг и брошюр тиражом 300 тыс. экземпляров, отправлено 750 казахских музыкальных инструментов. Всего же за годы войны трудящиеся Казахстана шефствовали над 20 соединениями и частями армии и флота. В то же время 25 делегаций воинов-казахстанцев приезжали на предприятия, совхозы и вузы республики34.
В битве при Херонее (338 г. до н. э.), в которой ФИЛИПП разгромил объединенные силы греков и покончил с независимостью греческих государств, Александр командовал левым крылом македонской армии. Царь радовался удачам сына и не чаял в нем души. Однако вскоре отношения Александра с отцом испортились. Филипп развелся с матерью Александра Олимпиадой и вступил, в брак со знатной македонской девушкой Клеопатрой. Честолюбивый Александр, привыкший считать себя единственным законным наследником, опасался, что этот брак может отразиться на его судьбе: если родится мальчик, Филипп может передать ему царскую власть, минуя старшего сына.