Особенности установления Советской власти в Беларуси. 24 октября 1917 г. в Петрограде под руководством большевиков началось вооруженное восстание. В ночь на 25 октября (7 ноября) 1917 г. отряды красноармейцев, солдат и матросов заняли важнейшие объекты столицы (вокзалы, телефон, телеграф, банк, мосты), а вечером 25 октября 1917 г. — Зимний дворец. Временное правительство было арестовано, а его министры отправлены в Петропавловскую крепость. Вся власть перешла к Военно-революционному комитету (ВРК) — органу Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов. В октябре 1917 г. территория Беларуси по-прежнему делилась на две части линией фронта, проходившей через Двинск — Поставы — Сморгонь — Барановичи — Пинск. Западнее линии фронта хозяйничали германские оккупанты. Центральная и Восточная Беларусь была прифронтовой территорией русских войск. Советская власть, во-первых, устанавливалась только на не оккупированной германскими войсками части территории Беларуси. Во-вторых, большую роль в установлении Советской власти в Беларуси сыграли солдаты Западного фронта. Их партийные и общественные организации тесно взаимодействовали с местными большевистскими организациями и Советами рабочих и солдатских депутатов, из военных Западного фронта прежде всего формировались центральные и местные органы власти и управления. В-третьих, борьба за установление Советской власти в Беларуси осложнялась действиями Ставки Верховного главнокомандующего, находившейся в Могилеве. В-четвертых, на власть в крае претендовали также белорусские национальные организации. Они объединились вокруг Великой белорусской рады. Руководящей политической силой белорусского национального движения являлась Белорусская социалистическая громада. Белорусские национальные партии и организации признавали Советскую власть в России, но выступали за создание независимой демократической краевой власти на территории Беларуси. В ноябре 1917 г. из делегатов от белорусских губерний на I Всероссийском съезде крестьянских депутатов был создан Белорусский областной комитет (БОК). Он выступал за автономию Беларуси в составе Российской Федерации. И хотя позиция БОК, ориентировавшегося на Россию, была противоположна позиции Великой белорусской рады, их объединяла общая цель — добиться политической власти в Беларуси. На протяжении октября — ноября 1917 г. Советская власть была установлена на всей неоккупированной территории Беларуси. В ноябре (декабре) 1917 г. в Минске был создан Областной исполнительный комитет Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов Западной области и фронта (Облискомзап) как высший орган Советской власти во главе с большевиком Н. В. Рогозинским. Исполнительным органом власти стал Совет Народных Комиссаров (СНК) Западной области и фронта, который возглавил К. И. Ландер. Большевистскими организациями, действовавшими как организованная сила, руководил Северо-Западный областной комитет РСДРП(б), председателем которого был А. Ф. Мясников. Под руководством советских и партийных организаций осуществлялись революционные преобразования: проводилась национализация банков и промышленности, устанавливался рабочий контроль над производством и распределением продуктов, вводился 8-часовой рабочий день, конфисковывались помещичьи земли и создавались первые коллективные хозяйства крестьян, расширялась сеть школьных учреждений, вводилось бесплатное образование, разворачивалась работа по ликвидации безграмотности среди взрослого населения. Октябрьская революция 1917 г. в советской научной и учебной литературе называлась Великой Октябрьской социалистической революцией. Великой — потому что так же, как Великая французская буржуазная революция конца XVIII в. положила начало переходу от феодализма к капитализму в мировом масштабе, так и Октябрьская революция положила начало переходу от капитализма к социализму в мире. Социалистической — потому что по своим целям и задачам она имела социалистический характер, стремилась к построению социалистического общества. Однако с начала 1990-х гг. слова «великая» и «социалистическая» без научных обсуждений по политико-идеологическим мотивам из названия революции были исключены. Сейчас данное историческое событие называется Октябрьской революцией 1917 г.
О мусульманских школах в степном крае в конце ХІХ - начале ХХ веков
Рост религиозного сознания казахов проявлялся в конце XIX в. увеличением числа мусульманских школ, числа грамотных мулл из среды казахов, паломников в Мекку. Похвальное отношение к стремлению к знаниям отражено во многих аятах Корана и хадисах Мухаммеда. Так, в Коране сказано: «Аллах возвысит на много ступеней тех из вас, ... которым дано знание ...». Следующие слова Мухаммеда свидетельствуют о достоинстве знаний и их приобретения: «... нет дара лучшего средь всех даров ребенку от отца, нежели образование»; «Для того, кто вступит на путь в поисках знания, Аллах облегчит путь, ведущий к раю» [1].
Расширение сети учебных заведений наблюдалось во второй половине XIX в. в связи с развитием капиталистических отношений и растущими потребностиями в образованных людях. Для административно-чиновничьего аппарата и хозяйственного освоения природных богатств края нужны были грамотные, квалифицированные кадры.
Тезис об однопроцентном уровне грамотности среди казахского населения к моменту установления Советской власти на сегодняшний день опровергнут многими исследователями. Мы полностью разделяем мнение Ж.К.Касымбаева о том, что упомянутый подсчет учитывал «лишь грамотных лиц, получивших образование в русских или русско-казахских школах, сознательно упуская из вида обучавшихся в конфессиональных школах» [2].
«Трудно сказать, — пишет А.Букейханов, — какой процент казахов был грамотен, так как обучение велось тайно». Администрация требовала, чтобы в казахских мектебах учитель знал русский язык. Кроме того, для того чтобы открыть школу или построить мечеть, требовалось особое разрешение, которое, обыкновенно не давалось. В результате этого и мектебы и мечети устраивались нелегально [3].
Тургайский губернатор Я.О.Барабаш, указывал, что «в киргизской степи существует много тайных магометанских школ, находящихся под руководством фанатичных мулл.» [4, 160-161].
Низкий уровень делопроизводства и издержки начальной стадии организации статистических органов в Российской империи также обусловили бессистемную информацию по исследуемому вопросу. В ряде официальных документов встречаются сведения о безуспешных попытках сбора информации о количестве мусульманских мектебов и медресе. Например, в 1893 г. Статистическая комиссия Императорского Вольного экономического общества разработала Инструкцию и Анкету к переписи «магометанских школ», во вступительном слове которой говорилось: «Просим дать разъяснения о числе магометанских школ в вверенном Вам районе. В случае, если не представится возможным собрать точные сведения, то Комиссия просит сообщить хотя бы о числе лиц, занимающихся обучением среди магометанского населения» [4, 11].
Лишь незначительная часть местных чиновников смогли предоставить сведения по данной анкете. Сведения были крайне скудными. Например, в одном из рапортов сообщалось: «инородное управление имеет честь донести Вашему высокоблагородию, что медресе и мектебе в здешней волости нет, а дети инородцев учатся частным порядком у мулл.» [4, 6].
Царская администрация не в состоянии была уследить «все мелкие, потайные школы в аулах. Татары-грамотеи летом торгуют, а зимой останавливаются в каком-нибудь ауле, обучают казахских детей магометанской грамоте, кто может уследить такие малейшие импровизируемые школы», — писала С.Чечерина [4, 18].
Определить точное количество мектебов и медресе и тенденции их развития в Казахстане представляется сложным также ввиду особенностей кочевого образа жизни.
По данным Н.М.Ядринцева, в 1880 г. число «магометанских» школ в Западной Сибири составляло 51, в которых учились 1370 лиц мужского пола и 300 — женского [5].
Статистические сведения по Степному краю более ли менее достоверные содержатся в материалах экспедиции Щербины, хотя и они не показывают полную картину грамотности в Крае, а только по двум уездам (табл. 1) [6].
Особенности установления Советской власти в Беларуси. 24 октября 1917 г. в Петрограде под руководством большевиков началось вооруженное восстание. В ночь на 25 октября (7 ноября) 1917 г. отряды красноармейцев, солдат и матросов заняли важнейшие объекты столицы (вокзалы, телефон, телеграф, банк, мосты), а вечером 25 октября 1917 г. — Зимний дворец. Временное правительство было арестовано, а его министры отправлены в Петропавловскую крепость. Вся власть перешла к Военно-революционному комитету (ВРК) — органу Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов. В октябре 1917 г. территория Беларуси по-прежнему делилась на две части линией фронта, проходившей через Двинск — Поставы — Сморгонь — Барановичи — Пинск. Западнее линии фронта хозяйничали германские оккупанты. Центральная и Восточная Беларусь была прифронтовой территорией русских войск. Советская власть, во-первых, устанавливалась только на не оккупированной германскими войсками части территории Беларуси. Во-вторых, большую роль в установлении Советской власти в Беларуси сыграли солдаты Западного фронта. Их партийные и общественные организации тесно взаимодействовали с местными большевистскими организациями и Советами рабочих и солдатских депутатов, из военных Западного фронта прежде всего формировались центральные и местные органы власти и управления. В-третьих, борьба за установление Советской власти в Беларуси осложнялась действиями Ставки Верховного главнокомандующего, находившейся в Могилеве. В-четвертых, на власть в крае претендовали также белорусские национальные организации. Они объединились вокруг Великой белорусской рады. Руководящей политической силой белорусского национального движения являлась Белорусская социалистическая громада. Белорусские национальные партии и организации признавали Советскую власть в России, но выступали за создание независимой демократической краевой власти на территории Беларуси. В ноябре 1917 г. из делегатов от белорусских губерний на I Всероссийском съезде крестьянских депутатов был создан Белорусский областной комитет (БОК). Он выступал за автономию Беларуси в составе Российской Федерации. И хотя позиция БОК, ориентировавшегося на Россию, была противоположна позиции Великой белорусской рады, их объединяла общая цель — добиться политической власти в Беларуси. На протяжении октября — ноября 1917 г. Советская власть была установлена на всей неоккупированной территории Беларуси. В ноябре (декабре) 1917 г. в Минске был создан Областной исполнительный комитет Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов Западной области и фронта (Облискомзап) как высший орган Советской власти во главе с большевиком Н. В. Рогозинским. Исполнительным органом власти стал Совет Народных Комиссаров (СНК) Западной области и фронта, который возглавил К. И. Ландер. Большевистскими организациями, действовавшими как организованная сила, руководил Северо-Западный областной комитет РСДРП(б), председателем которого был А. Ф. Мясников. Под руководством советских и партийных организаций осуществлялись революционные преобразования: проводилась национализация банков и промышленности, устанавливался рабочий контроль над производством и распределением продуктов, вводился 8-часовой рабочий день, конфисковывались помещичьи земли и создавались первые коллективные хозяйства крестьян, расширялась сеть школьных учреждений, вводилось бесплатное образование, разворачивалась работа по ликвидации безграмотности среди взрослого населения. Октябрьская революция 1917 г. в советской научной и учебной литературе называлась Великой Октябрьской социалистической революцией. Великой — потому что так же, как Великая французская буржуазная революция конца XVIII в. положила начало переходу от феодализма к капитализму в мировом масштабе, так и Октябрьская революция положила начало переходу от капитализма к социализму в мире. Социалистической — потому что по своим целям и задачам она имела социалистический характер, стремилась к построению социалистического общества. Однако с начала 1990-х гг. слова «великая» и «социалистическая» без научных обсуждений по политико-идеологическим мотивам из названия революции были исключены. Сейчас данное историческое событие называется Октябрьской революцией 1917 г.
Объяснение:надеюсь
Рост религиозного сознания казахов проявлялся в конце XIX в. увеличением числа мусульманских школ, числа грамотных мулл из среды казахов, паломников в Мекку. Похвальное отношение к стремлению к знаниям отражено во многих аятах Корана и хадисах Мухаммеда. Так, в Коране сказано: «Аллах возвысит на много ступеней тех из вас, ... которым дано знание ...». Следующие слова Мухаммеда свидетельствуют о достоинстве знаний и их приобретения: «... нет дара лучшего средь всех даров ребенку от отца, нежели образование»; «Для того, кто вступит на путь в поисках знания, Аллах облегчит путь, ведущий к раю» [1].
Расширение сети учебных заведений наблюдалось во второй половине XIX в. в связи с развитием капиталистических отношений и растущими потребностиями в образованных людях. Для административно-чиновничьего аппарата и хозяйственного освоения природных богатств края нужны были грамотные, квалифицированные кадры.
Тезис об однопроцентном уровне грамотности среди казахского населения к моменту установления Советской власти на сегодняшний день опровергнут многими исследователями. Мы полностью разделяем мнение Ж.К.Касымбаева о том, что упомянутый подсчет учитывал «лишь грамотных лиц, получивших образование в русских или русско-казахских школах, сознательно упуская из вида обучавшихся в конфессиональных школах» [2].
«Трудно сказать, — пишет А.Букейханов, — какой процент казахов был грамотен, так как обучение велось тайно». Администрация требовала, чтобы в казахских мектебах учитель знал русский язык. Кроме того, для того чтобы открыть школу или построить мечеть, требовалось особое разрешение, которое, обыкновенно не давалось. В результате этого и мектебы и мечети устраивались нелегально [3].
Тургайский губернатор Я.О.Барабаш, указывал, что «в киргизской степи существует много тайных магометанских школ, находящихся под руководством фанатичных мулл.» [4, 160-161].
Низкий уровень делопроизводства и издержки начальной стадии организации статистических органов в Российской империи также обусловили бессистемную информацию по исследуемому вопросу. В ряде официальных документов встречаются сведения о безуспешных попытках сбора информации о количестве мусульманских мектебов и медресе. Например, в 1893 г. Статистическая комиссия Императорского Вольного экономического общества разработала Инструкцию и Анкету к переписи «магометанских школ», во вступительном слове которой говорилось: «Просим дать разъяснения о числе магометанских школ в вверенном Вам районе. В случае, если не представится возможным собрать точные сведения, то Комиссия просит сообщить хотя бы о числе лиц, занимающихся обучением среди магометанского населения» [4, 11].
Лишь незначительная часть местных чиновников смогли предоставить сведения по данной анкете. Сведения были крайне скудными. Например, в одном из рапортов сообщалось: «инородное управление имеет честь донести Вашему высокоблагородию, что медресе и мектебе в здешней волости нет, а дети инородцев учатся частным порядком у мулл.» [4, 6].
Царская администрация не в состоянии была уследить «все мелкие, потайные школы в аулах. Татары-грамотеи летом торгуют, а зимой останавливаются в каком-нибудь ауле, обучают казахских детей магометанской грамоте, кто может уследить такие малейшие импровизируемые школы», — писала С.Чечерина [4, 18].
Определить точное количество мектебов и медресе и тенденции их развития в Казахстане представляется сложным также ввиду особенностей кочевого образа жизни.
По данным Н.М.Ядринцева, в 1880 г. число «магометанских» школ в Западной Сибири составляло 51, в которых учились 1370 лиц мужского пола и 300 — женского [5].
Статистические сведения по Степному краю более ли менее достоверные содержатся в материалах экспедиции Щербины, хотя и они не показывают полную картину грамотности в Крае, а только по двум уездам (табл. 1) [6].