Присоединению Казахстана к России предшествовали значительные политические связи между ними. Русское правительство проявяло заинтересованность в расширении своих границ на Востоке. По мере централизации и усиления государственной власти значительно возросли возможности торгового обмена и других форм взаимоотношений с народами, соседствующими с восточными государствами. Присоединение Казахстана, начавшееся в 30-х годах XVIII века завершилось лишь в конце XIX века и явилось сложным, противоречивым процессом. Присоединение Казахских жузов происходило в различных внешнеполитических условиях. Значительная часть Младшего жуза, некоторые районы Среднего и часть районов Южного Казахстана были присоединены с военной силы царизма, стремившегося ускорить присоединение края, не считаясь с интересами подавляющей части населения Казахстана, ставя во главу стратегичесие, далеко идущие цели империи в Центральной Азии. Присоединение Южного Каазхстана, затем Средней Азии к России позволило царизму одержать верх в соперничестве с Британской империей. В процессе присоединения Казахстана к России прослеживается три этапа: первый – с 90-х годов XV века до конца XVI века, когда в основе политики российских царей по отношению к восточным соседям. В частности, к казахским ханствам. Было стремоление установить военно-политические связи. Втрой – с начала XVII века до 30-х годов XVIII века, когда определилась тенденция колониальной политики, упрочения своих захватнических позиций путем строительства укрепленных линий, крепостей, форпостов, переселения русского казачества, захвата плодородных земель казахов. Третий – с 30-х годов XVIII века до 60-х годов XIX века, когда завершился процесс колонизации казахских земель. После смерти Кенесары Россия усиливала свое влияние на юге Казахстана, для чего здесь были построены военные крепости: Актау, Алатау, Капал, Сергиопополь (Аягуз), Лепсинск (Лепсы). К 1847 году подавляющее большинство казахов Среднего и Старшего жузов не перешло в Российское подданство за исключением присырдарьинских и некоторых других территорий юга Казахстана. Весной 1854 года майор М. Перемышевский со своим отрядом заложил укрепление Верное. В марте 1858 года в районе Аулие-Ата началось одно из крупных освободительных восстаний казахов и киргизов против гнета Кокандского ханства. Восстание охватило территорию от Шымкента до Мерке и Пишпека. 19-21 октября 1860 года вблизи Узунагача состаялось сражение между русским войском под командованием генерала Колпаковского и кокандским отрядом, закончившееся разгромом кокандцев. Казахи участвовали в сражении как на стороне кокандцев, так и русских. После разгрома кокандцев при Узунагаче русские войска взяли Пишпек (1860), затем Созак 1863г., Аулие-Ату, Туркестан, Шымкент 1864 г., в 1865 г. Ташкент, весной 1866 г. русские войска достигли Бухарского эмирата и захватили его значительную часть, по соглашению 1868 г. казахские земли, ранее зависимые от Коканда перешли к Российской империи. Так, завершилось присоединение Казахстана к России.
Народничество — идеология, появившаяся в Российской империи в 1860—1910-х годах, позиционирующая себя на «сближении» интеллигенции с народом в поисках своих корней, своего места в государстве, стране и мире.
Движение народничества было связано с ощущением интеллигенцией потери своей связи с «народной мудростью», «народной правдой». Господствовавшее в 1860—1880 годах в России течение социально-политической мысли[1]. Выделяют следующие направления народничества: революционное, либеральное, анархистское. В советской историографии народничество представляло второй («разночинский») этап революционного движения в России, пришедшим на смену «дворянскому» (декабристам) и предшествовавшим «пролетарскому» (марксистскому) этапу[2].
Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона[3] отмечал, что термин не имеет точного значения. В конце 1880-х годов, когда шла полемика между «либеральной» журналистикой и уличным патриотизмом, так могли называть сторонников шовинизма и разнуздывания толпы. В то же время термин часто употреблялся как синоним демократизма и интереса к народу.
Малый энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона определял народничество как направление в русской литературе с начала 1870-х годов, ставившее себе задачей изучение разных сторон народной жизни и сближение интеллигенции с народом, преимущественно с крестьянством, обращавшееся к нему считая, что в народной массе живут общественные и этические идеалы (общинное и артельное начало, религиозные искания и т. д.)[4].
Новый энциклопедический словарь уточняет[5]: в XX в., особенно после 1905 г., спор об «особенностях» русского народного склада почти прекращается, и термин народничество применяется почти исключительно в тесно-политическом смысле. В противоположность «марксистам», «народниками» называют как «социалистов-революционеров», так и партию «народных социалистов».
Народничество — идеология, появившаяся в Российской империи в 1860—1910-х годах, позиционирующая себя на «сближении» интеллигенции с народом в поисках своих корней, своего места в государстве, стране и мире.
Движение народничества было связано с ощущением интеллигенцией потери своей связи с «народной мудростью», «народной правдой». Господствовавшее в 1860—1880 годах в России течение социально-политической мысли[1]. Выделяют следующие направления народничества: революционное, либеральное, анархистское. В советской историографии народничество представляло второй («разночинский») этап революционного движения в России, пришедшим на смену «дворянскому» (декабристам) и предшествовавшим «пролетарскому» (марксистскому) этапу[2].
Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона[3] отмечал, что термин не имеет точного значения. В конце 1880-х годов, когда шла полемика между «либеральной» журналистикой и уличным патриотизмом, так могли называть сторонников шовинизма и разнуздывания толпы. В то же время термин часто употреблялся как синоним демократизма и интереса к народу.
Малый энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона определял народничество как направление в русской литературе с начала 1870-х годов, ставившее себе задачей изучение разных сторон народной жизни и сближение интеллигенции с народом, преимущественно с крестьянством, обращавшееся к нему считая, что в народной массе живут общественные и этические идеалы (общинное и артельное начало, религиозные искания и т. д.)[4].
Новый энциклопедический словарь уточняет[5]: в XX в., особенно после 1905 г., спор об «особенностях» русского народного склада почти прекращается, и термин народничество применяется почти исключительно в тесно-политическом смысле. В противоположность «марксистам», «народниками» называют как «социалистов-революционеров», так и партию «народных социалистов».