Эпоха средневековья в Казахстане была временем постоянной борьбы за территории. Соседние государства постоянно вели войны казахами за их земли.
Казахстан подвергался нападениям со стороны Китая, Арабского халифата, хазар и многих других.
Успешно захватив страну, арабы не долго смогли удержать её в своих руках, и вскоре утеряли свое господство. Таким образом, земля Казахстана претерпела множество посягательств и изменений.
Страну часто посещали путешественники, которые бывали там в торговых и политических целях. Рубрук говорил, что основным двигателем культуры средневековых казахов был кочевой образ жизни.
Они жили в юртах и куйме (юрта на колесах). Дома земледельцев были построены из камня, глины и дерева, а одежда изготавливалась из шкур животных.
Из-за сильной разницы температур зимняя и летняя одежда казахов сильно различались. Пища скотоводов в основном была из мяса и молока. Рубрук вспоминал, как кыпчаки угостили его айраном, который оказался кислым молочным напитком.
Плоно Карпини писал, что правитель казахов имел чудесный навык тотального контроля всех жителей Казахстана. Никто не мог покинуть страну без его ведома. Он назвал это примером лидерства, так как император имел сложную сеть ответственных чинов.
Зависимое население Древней Руси делилось на части:
· Смерды, являющиеся особой группой полусвободного зависимого населения, которая была близкой по юридическому положению к так называемым западноевропейским литам.
При этом, зависимость от феодала могла быть меньшей или большей, однако главным образом она проявлялась в фактической обязанности выплат податей и отбывании феодальной повинности. Свободный общинник-смерд имел некоторые преимущества (например, он мог завещать детям землю). Если же он не имел детей, то имущество переходило общине.
Имущество и жизнь смердов охранялось по закону в меньшей мере, чем у феодалов. Как гласит «Русская правда» за убийство смерда убийце надлежало выплатить сумму в пять гривен, за кражу коня – две гривны и за муки, причиняемые смерду – три гривны.
· Закупы – то есть, взявшие «купу» (заём), в роли которой могли выступать деньги, зерно, скот, земля и др.
Данный долг нужно было отработать. При этом, установленных эквивалентов и нормативов для такой отработки не существовало, а объём работы устанавливал сам кредитор. Поэтому с нарастанием процентов такая кабальная зависимость значительно усиливалась и могла продолжаться очень долго. Историки различают «неролейный» и «ролейный» закуп.
· Рядовичи – люди, заключившие с землевладельцем так называемый «ряд», то есть договор об условиях пользования орудиями труда или землёй. Данный вид юридически был очень близким к закупам.
· Изгои. Люди, вышедшие (покинувшие) из общины, которые фактически лишились поддержки своей социальной группы. Греков Б. предложил различение изгоев на сельских и городских.
· Прощенники – люди, которые попали под «покровительство» светских феодалов, монастырей или церкви, обязавшиеся осуществлять трудовую деятельность в их хозяйстве. По своему положению прощенники были близки к сельским изгоям.
Эпоха средневековья в Казахстане была временем постоянной борьбы за территории. Соседние государства постоянно вели войны казахами за их земли.
Казахстан подвергался нападениям со стороны Китая, Арабского халифата, хазар и многих других.
Успешно захватив страну, арабы не долго смогли удержать её в своих руках, и вскоре утеряли свое господство. Таким образом, земля Казахстана претерпела множество посягательств и изменений.
Страну часто посещали путешественники, которые бывали там в торговых и политических целях. Рубрук говорил, что основным двигателем культуры средневековых казахов был кочевой образ жизни.
Они жили в юртах и куйме (юрта на колесах). Дома земледельцев были построены из камня, глины и дерева, а одежда изготавливалась из шкур животных.
Из-за сильной разницы температур зимняя и летняя одежда казахов сильно различались. Пища скотоводов в основном была из мяса и молока. Рубрук вспоминал, как кыпчаки угостили его айраном, который оказался кислым молочным напитком.
Плоно Карпини писал, что правитель казахов имел чудесный навык тотального контроля всех жителей Казахстана. Никто не мог покинуть страну без его ведома. Он назвал это примером лидерства, так как император имел сложную сеть ответственных чинов.
Зависимое население Древней Руси делилось на части:
· Смерды, являющиеся особой группой полусвободного зависимого населения, которая была близкой по юридическому положению к так называемым западноевропейским литам.
При этом, зависимость от феодала могла быть меньшей или большей, однако главным образом она проявлялась в фактической обязанности выплат податей и отбывании феодальной повинности. Свободный общинник-смерд имел некоторые преимущества (например, он мог завещать детям землю). Если же он не имел детей, то имущество переходило общине.
Имущество и жизнь смердов охранялось по закону в меньшей мере, чем у феодалов. Как гласит «Русская правда» за убийство смерда убийце надлежало выплатить сумму в пять гривен, за кражу коня – две гривны и за муки, причиняемые смерду – три гривны.
· Закупы – то есть, взявшие «купу» (заём), в роли которой могли выступать деньги, зерно, скот, земля и др.
Данный долг нужно было отработать. При этом, установленных эквивалентов и нормативов для такой отработки не существовало, а объём работы устанавливал сам кредитор. Поэтому с нарастанием процентов такая кабальная зависимость значительно усиливалась и могла продолжаться очень долго. Историки различают «неролейный» и «ролейный» закуп.
· Рядовичи – люди, заключившие с землевладельцем так называемый «ряд», то есть договор об условиях пользования орудиями труда или землёй. Данный вид юридически был очень близким к закупам.
· Изгои. Люди, вышедшие (покинувшие) из общины, которые фактически лишились поддержки своей социальной группы. Греков Б. предложил различение изгоев на сельских и городских.
· Прощенники – люди, которые попали под «покровительство» светских феодалов, монастырей или церкви, обязавшиеся осуществлять трудовую деятельность в их хозяйстве. По своему положению прощенники были близки к сельским изгоям.
· Холопы.